Мифы и легенды народов мира. Девять жизней кошки.

Глава 23. Кошки-демоны.

…И эти полуночные ведьмы,

Своими чарами притиву естества.

И заклинаньями, которые не слышать лучше,

Сзывают призраков и духов из дьявольских глубин.

И заставляют адских слуг работать.

Т. И. Хук.

Кельтские племена, которые заполнили Европу в ранний период ее истории, разделяли двоякий взгляд на Бога и, подобно дикарям других рас, считали необходимым угождать злым духам, которых они воспринимали как проводников и правителей разрушительных сил в материальном мире. Доброму богу можно было спокойно доверить проявлять его собственную натуру, даже если его алтари иногда оставались без должного внимания, но мстительная ревность злого должна постоянно усмиряться любой ценой.

С введением христианства эти народы укрепили свое дуалистическое мировоззрение и добавили к нему новых ужасов, которые не могли присниться и в страшном сне. Дьявол бродил по земле в виде рыкающего льва, ищущего добычу. Как божество, Искуситель был вездесущ и если не был всесилен, то, по крайней мере, обладал достаточной властью, чтобы мешать своему божественному антиподу в большинстве его добрых начинаний, и захватывал для собственных целей создания Божьи, сотворенные, чтобы славить и удовлетворять Его.

Неудивительно, что многие несчастные и доверчивые люди, деморализованные страхом, впитавшие подобные учения с молоком матери, искали способы установления симпатических связей с христианским дьяволом и сонмом его помощников-демонов. Абстрактное Добро и Зло были невообразимыми понятиями. Кто бы ни обладал властью, Иегова или Сатана, главными мотивами просителей, обращающихся к ним, были страх и эгоизм.

В древней кельтской мифологии кошка была любимой формой, которую принимали демоны, мешавшие героям в их чудесных приключениях. Вместе с рыжей свиньей и муравьями размером с теленка язвительный кот был среди врагов кельтских воинов.

Христианская церковь, думая тем самым увеличить свою власть, внесла в свою демонологию такие ужасные понятия, что средневековые предрассудки заставляли видеть в любом черном коте дьявола. Уже одного того, что старушку видели один или два раза рядом с таким животным, было достаточно, чтобы обвинить ее в связях с Сатаной. Кот стал известен как друг дьявола, потому что считалось, что это его любимое обличье, и, следовательно, ведьмы верили, что демоны вселяются в их кошек.

По мнению Эннермозера, именно в XIII веке дьявол впервые появился среди мужчин-еретиков в виде кота или козла, а среди женщин в обличье жабы или гусыни, а потом и кошки.

Мы можем судить о значительном распространении колдовства в этот период по докладу Райнальда, который говорил, «что в Германии и особенно Италии такое огромное количество мужчин было обвинено в колдовстве, что вся земля была переполнена ими и опустошена дьяволом, и в обеих странах было сожжено не меньше 30 000 еретиков».

Но нельзя сказать, что этими ужасными средствами удалось избавиться от колдовства. Коттон Мазер, писавший четыре века спустя, цитирует высказывание епископа Холла: «Распространение Сатаны в нашем времени проявляется наиболее четко в огромном количестве ведьм, изобилующих повсюду. В одном Шире теперь обнаружено сотни их, а если верить молве, в одном из поселений на четырнадцать домов на севере найдено столько же проклятых выродков. Да и тех представителей обоих полов, кто облечен знанием, святостью и преданностью, затянуло это проклятое занятие».

Мазер так комментирует приведенное выше высказывание: предположительно «доктор в первых двух абзацах может служить примером случая, произошедшего в 1645 году, когда было выявлено столько слуг дьявола, что за один раз проводилось до тридцати судов, в результате которых было повешено четырнадцать человек и сотни приговорены к тюремному заключению в Суффолке и Эссексе». Он предупреждал народ Новой Англии, что «мы не должны больше проявлять высокомерие, потому что среди нас находится святой дух Господень, нет, мы должны чувствовать свою ничтожность, потому что стали обиталищем нечестивого дьявола».

Эта широкомасштабная и длительная эпидемия колдовства произвела на свет огромное количество профессиональных охотников на ведьм, которые сделали поиски и предание суду ведьм и колдунов главным занятием своей жизни. Самым старательным из всех был немец Шпренгер, говорят, он насчитывал до пятисот жертв в год. Некий судья из Лоррейна хвастал, что он лично приговорил девятьсот человек, тогда как архиепископу из Тревеса приписывают приговор, вынесенный им ненастной весной 1586 года, после которого было похоронено 118 женщин за один раз. Не можем мы пропустить и короля Якова VI Шотландского, издавшего известный указ о демонологии в 1597 году и приговорившего так много «этих отвратительных слуг дьявола, ведьм или чародеев» к ужасным мучениям и смерти.

Ричард Бове, автор XVII века, писавший о колдовстве, расскажет нам о том, как ведьмы с помощью своих демонических кошек мучили жену Дж. Г. Сивингтона и ее сына восемнадцати лет в графстве Сомерсет. Эта дама была вдовой священника, вышедшей замуж вторично, ей исполнилось 57 лет, когда она стала подозревать соседку в том, что та строит ей козни. В одном из кошмарных снов ей приснился громадный черный кот, который вместе с семью или девятью другими кошками ужасно вопил в течение пятнадцати минут, а затем вместе с ними внезапно исчез. После их исчезновения у миссис Сивингтон был приступ дурноты, колики и приливы, а перед глазами появились «вспышки огненного света».

Удрученная дама имела двух собственных кошек, и, «как только другие кошки входили в комнату, они поднимались в воздух и вылетали, словно влекомые дьяволом, иногда через камин, иногда через печь, иногда в дымоход, или покидали комнату любым другим способом, пока те другие кошки оставались с ней, и после этого не могли успокоиться, ничего не ели и чахли совершенно жалким образом».

Их хозяйка прожила еще семнадцать лет и в конце концов умерла от болезни и страданий. К счастью, в этом случае не появился ни один человек, которого можно было бы обвинить в проделках кошек-демонов, да и само дело было просто исключительным. Более типичный случай рассказывает Роджер Норт, брат тогдашнего лорда-главного судьи, описавший суд присяжных над ведьмой в Эксетере, приговоривший старуху к повешению на основании свидетельств соседей и ее собственных признаний. Сосед видел кошку, запрыгнувшую в окно ее коттеджа в сумерки однажды вечером, и сказал, что, по его мнению, это был дьявол. Никаких других доказательств виновности женщины не потребовалось.

Не менее удивительным было признание знаменитого колдуна Александра Хантера, он же Гамильтон, он же Хаттарек, он же «Колдун Керл», обвиненного в том, что «оскорблял страну» долгое время. Его похоронили на Касл-Хилл в Эдинбурге в 1631 году. Представляется, что дьявол имел обыкновение встречаться с ним под разными личинами. Иногда Сатана ездил верхом на черной лошади или появлялся в виде кота, ворона или собаки. Он научил своего ученика вызывать его к себе в весьма неуважительной форме, бросая об землю ветку ели и крича: «Явись, подлый вор». Но, как предупреждает нас Томас Инголдсби, «дьявола легче позвать, чем смягчить», и Александр заявлял, что не мог избавиться от присутствия Хозяина до тех пор, пока не предоставлял ему сообразительную кошку, собаку или «нечто другое подобное».

Такое предоставление «смышленого» животного Сатане и его вхождение в ту же или похожую форму посвященного ему животного подчеркивает то, что это было не приношение пищи, как жертва скота на алтарях Иеговы, чьи жареные туши с приятным запахом так часто отвлекали гнев Бога от его несчастного «избранного народа». Это была обычная услуга живым животным, необходимым Сатане, и огромное большинство ритуальных жертв дьяволу сразу становится понятным. Если даже возникала необходимость в смерти жертвы, целью этого обычно было высвободить душу данного существа и тем самым сделать его более расторопным слугой темного духа, которому оно было посвящено. Это не убийство, а переход от смертного в демоническое существование, в котором возможности существа возрастают во множество раз.

Одной из жертв таких демонов была Луиза Мей, маленькая девочка-француженка, восьми лет, жившая с отцом и матерью в деревне Курьер.

В субботу 15 июня 1598 года у девочки отказали конечности, она была вынуждена передвигаться на четвереньках, одновременно у нее пересохло во рту и перекосило лицо. Прошло несколько недель, но никаких признаков выздоровления Луизы не было. Ее родители решили, что девочка одержима дьяволом, и понесли ее в церковь Спасителя. Там их подозрения подтвердились, так как были обнаружены не менее пяти демонов, которых, как говорят, звали Лис, Кот, Пес, Тряскун и Грифон.

В ответ на вопрос священника Луиза указала на женщину по имени Франсуаза Секлетен, которая присутствовала при исполнении ритуала изгнания нечистой силы, и сказала, что именно она повинна в ее беде. Сначала бесы не желали покидать свою хозяйку, но после того, как родители провели ночь в молитве, они выскочили у девочки изо рта в виде шариков размером с апельсин.

Глава 23. Кошки-демоны. Мифы и легенды народов мира. Девять жизней кошки.

Демон в виде кошки в церкви Иффли, Оксфорд.

Кот был черным, а остальные бесы — огненно-красными. После их исчезновения Луиза снова стала здорова. Франсуаза призналась, что это она заставила пятерых бесов вселиться в ребенка, и добавила, что уже давно служит Сатане, который является ей в разных обличьях: в образе черного человека, кота, пса и петуха.

Генри Богует (Боге), записавший ее случай, говорил, что «Франсуаза была заключена в тюрьму в ознаменование славы Божией».

Тот же неутомимый исследователь рассказывает нам, что Роланд де Вернуа признался, что «Le Diable se presenta pour lors au Sabbat en forme d'une groz chat noir».[30].

Подобные верования все еще сохранились в отдаленных частях Европы. Мы можем привести пример Южной Словении, где существует твердая вера в то, что дьявол вселяется в черных кошек. Люди стараются быть подальше от таких кошек по ночам, так как в ночные часы Сатана имеет власть и может внезапно возникать в своем настоящем виде и хватать и уничтожать неосторожного прохожего.

Современный спиритуализм подтверждает свидетельства древних верований в то, что духовные миры населяют не только небесные создания и призраки в виде жителей земли, но и уродливые и ужасные демоны, разной степени злости, ума и возможностей. Во всех этих духовных царствах форма животных занимает заметное место, но фигура кошки занимает особое положение в древних и современных отчетах о демонических призраках и приключениях бесстрашных исследователей этой темной terra incognita[31]. Было представлено много доказательств того, что этот мир, хотя, к счастью, и невидим для большинства людей, все же существует на самом деле и также неотделим от нас. Имеется достаточное количество литературы на эту тему, поэтому я приведу в той главе только несколько иллюстраций появления и действий кошек-демонов или вселения бесов в кошек. Поскольку форма в духовном мире менее фиксирована, чем в нашем собственном, нельзя узнать, является ли кошкой-демоном (или другим существом) то, что предстало перед глазами наблюдателя, или это только временная маскировка, использованная оккультным разумом для выполнения какой-то текущей цели. Следовательно, при оценке ценности доказательств мы должны постоянно помнить о способности духов к трансфигурации, и к этому мы должны также добавить, что человеческие физические ощущения ненадежны в ином мире.

Чтобы проиллюстрировать выживание старинных взглядов в нашей просвещенной земле, я приобщу следующее признание двух современных писателей, которыми мы и завершим эту главу.

Хорошо известный охотник на ведьм мистер Элиот О'Доннелл заверил нас, что «в настоящий момент в Англии существует много домов, где являются фантомы в виде черных кошек с такой зловещей и злобной наружностью, что не остается ничего другого, как только признать, что, если это не призраки настоящих кошек, оставленные на земле за свои жестокие и порочные наклонности, они должны состоять из элементов зла, то есть быть духами, которые никогда не жили в каком-то материальном теле и которые либо были генерированы злобными мыслями, либо привлечены туда каким-то преступлением или другим злобным деянием, когда-то произошедшим там.

Элементы зла — современное название бесов или демонов».

Пастор Ричард Хаутон, известный в некоторых кругах как целитель, рассказывает интересный случай из своего собственного опыта о бесе, изгнанном из человека и вселившемся затем в кошку. Несчастный человек был приведен к мистеру Хаутону «с дерущимся бесом внутри, который заставлял его все время искать повод для боксирования». Он грозил нокаутировать пастора, и тому пришлось показать, что священники не всегда игнорируют благородное искусство самообороны. Мистер Хаутон рассказывает: «Когда я изгнал беса именем Господа, нечистый дух вошел в моего любимого кота, который дико понесся по дому, бросился в пруд и попытался утопиться. Когда его спасли и принесли в дом, он прыгнул в огонь, и его пришлось уничтожить. Человек полностью выздоровел. Слава Богу!».