Прогулки по Иерусалиму.

Штрихи истории.

Иерусалим пережил немало исторических эпох, имел очень непростую историческую судьбу. Он в списке самых древних городов мира, рожденный не в «наши» исторические времена, а «каких-нибудь» 4000 лет тому назад! Иерусалим и соседний с ним Иерихон (первый город планеты: ему 10000 лет!) – вот и все, что осталось из того списка, не занесенное песками и вулканическим пеплом, города, где в нескончаемые тысячи лет жили и продолжают до наших дней жить люди. Непрерывная живая история тысячелетий!

Штрихи истории. СТАРЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМА. Прогулки по Иерусалиму.

Клинописная таблица с описанием взятия Иерусалима Навуходоносором в 597 г. до н. э. Британский музей. Лондон.

Был Иерусалим эпохи йевусеев – аморрейского племени, укрепившегося в Иудейских горах уже в третьем тысячелетии до н. э. Был он городом Давида в эпоху Объединенного еврейского царства. Был затем городом Маккавеев и царя Ирода, римским городом Элия Капитолина, затем городом ал-Кудс. Далее Иерусалим – город эпох египетского и турецкого владычества. Наконец, Иерусалим – город XIX-XX веков, живущий в условиях перипетий современности.

Первое упоминание о городе относится к XIX-XVIII векам до н. э., оно найдено в египетских заклинаниях враждебных городов. Тогда он Урусалим, Шалем, Иевус, а городская цитадель – Сион или Цион. Город в то время стоял на главной дороге, тянувшейся вдоль всей цепи Иудейских гор. Через Иерусалим проходили караваны из Месопотамии в Египет и из Финикии к Красному морю.

Тогдашний Иерусалим располагался, как и много веков спустя, на вершине обрывистого плато Офель (иногда его называют Офла), южном отроге горы Мория. Город йевусеев, столица их племени, был обнесен мощными стенами и упоминался уже как «город-государство». Позже, в 1400 г. до н. э., встречается название V-ru-salim.

За тысячу лет до н. э. город был завоеван царем Давидом у йевусейских племен и стал (вместо Хеврона) столицей его государства – Объединенного еврейского царства, а оно простиралось тогда между Яффой и Амманом, Дамаском и Эйлатом. Городом Давида называли и Иерусалим, и Сион, и Вифлеем (где родился царь Давид). Сменил Давида его сын от Вирсавии Соломон. После его смерти в 928 г. до н. э. страна разделилась на два царства: Иудейское и Израильское. Иерусалим стал столицей Иудейского царства.

В 538 г. до н. э. город был завоеван царем Персии Киром и стал столицей Персидской империи, а затем македонско-греческим городом (330-167 гг. до н. э.). Затем сирийский царь Епифан захватил Иерусалим (167-141 гг. до н. э.), после него наступил маккавеевский период истории Иерусалима (140-63 гг. до н. э.), когда евреи под водительством Маккавеев снова отвоевали свою независимость и было восстановлено значение Иерусалима как их религиозного центра. Проникновенные строки об Иерусалиме (он – «учитель праведности») прочтены на манускриптах свитков Мертвого моря, написанных во II веке до н. э. – I веке н. э. и найденных бедуинами в 1947 г. в пещерах.

В 63 г. до н. э. город был взят римлянами, превращен в колонию. Вскоре в нем произошли события, связанные с жизнью Христа. И вот Иерусалим, город Христа, перевел часы летоисчисления на «наше» время: начался отсчет времени, определивший структуру мировой истории и период христианской истории города, но он продолжал оставаться колонией Рима. Недовольство евреев римским владычеством вылилось в грандиозное восстание 66 г., которое принято называть Иудейской войной. В 143 г. город был перестроен в римском стиле императором Адрианом, и ему было присвоено имя Элия Капитолина в честь императора Публия Элия Адриана и Капитолийской триады (Юпитер, Юнона, Минерва). Элия Капитолина был небольшим провинциальным городом, крепостью.

Но свое название по рождению город потерял ненадолго. В византийский период, во времена императора Константина Великого, город вернул свое прежнее название.

В 638 г. арабы Хиджаза, разбив византийцев, овладели Иерусалимом. Они стали называть его Мадина байт ал-Макдис (Город храма), затем просто Байт ал-Макдис (Священный дом, храм). С X века в арабском языке закрепляется его название ал-Кудс (Святыня). Это название города в арабской традиции сохранилось и по сегодняшний день. Фактически слово «святой» ассоциируется и в греческой традиции со словом «Иеросолима» (иерос - святой).

Арабское завоевание Иерусалима изменило характер города, религию и обычаи населения. Это произошло и во всей Палестине.

В 969 г. городом завладели египетские Фатимиды, в 1077-м – турки, в 1099-м – крестоносцы. Это был Первый крестовый поход. Крестоносцы превратили Иерусалим в столицу Иерусалимского королевства. В этот период мусульманам и евреям проживать в городе не разрешалось. Правление крестоносцев вызвало интенсивную христианизацию Иерусалима.

В 1187 г. арабский полководец султан Салах ад-Дин (Саладин) изгнал из Иерусалима крестоносцев и покорил город. Многие христианские церкви были превращены в мечети и мусульманские благотворительные организации. Была восстановлена и еврейская община. Побывал Иерусалим и под властью монголов (1260), египетских правителей – мамлюков (1250-1500). Иерусалим превращается в центр мусульманской учености и богословия.

В Османский (турецкий) период (1517-1917) город переживает вначале бурное развитие, затем вскоре – период застоя. Население города было арабским, в основном мусульманским. В это время, к концу XVI века, город вновь становится центром религиозной жизни евреев. В 1992 г. в Турции праздновалось 500-летие сосуществования мусульман и евреев в Оттоманской империи.

Так что город и окружающую его местность все время захватывали и освобождали, опустошали и возрождали. Не раз все превращалось в прах. Часто говорили о правах, о корнях. Прав на наследование земли в мире много, но кто с этим считается? В смене завоевателей и исторических эпох, переходя из рук в руки, Иерусалим не всегда был столицей, его статус нередко менялся, иногда ему доставалась доля административного центра. Но духовной столицей и региона, и мира он оставался всегда.

В начале XIX века в мире вновь усилился интерес к Иерусалиму и вообще к Востоку. До середины XIX века границами Иерусалима являлись его стены. В 1840 г. в городе проживало около 15 тысяч человек (в том числе 7,1 тысяча евреев). Становится тесно в рамках стен, и начинается строительство жилых зданий, заселяемых евреями, за их пределами. Первое здание было построено в 1860 г. Это стало началом строительства новой, западной еврейской части – Нового города, ориентированного вдоль дороги на Яффу, к Средиземному морю.

Штрихи истории. СТАРЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМА. Прогулки по Иерусалиму.

Древняя карта Иерусалима. (Мадеба).

Цветная мозаичная карта Иерусалима, относящаяся к VIв. н. э., была обнаружена в иорданском городе Мадеба (33 км от Аммана) в 1884 г. и явилась «находкой века». Это первая карта Иерусалима.

В верхней части карты по-гречески написано «Хагиа полис Иерусалимо» («Святой город Иерусалим»).

На карте можно различить: жилые и общественные постройки; городские ворота, пустырь на Храмовой горе; две улицы с колоннами и др. Восток – внизу. Город Мадеба когда-то входил в состав Объединенного еврейского царства.

Эта карта сохранилась полностью, и ее оригинал находится в Иордании.

Вслед за евреями потянулись за стены и арабы. Богатые арабские семьи начали селиться севернее Иерусалима, вдоль дороги на Шхем. Со временем закономерно возникло наименование территории города внутри стен как Старого города, в отличие от его новых районов, находящихся вне его стен, – Нового города.

Иудейская пустыня, на краю которой расположен город, всегда накладывала свой отпечаток на его жизнь. Горы вокруг Иерусалима извечно служили его охраной, так как затрудняли врагу подход к нему. Усложняли возможность атаки, делали город неприступным глубокие пропасти и долины. На этой земле всегда было много скал, мало воды, много бесплодного песка, мало плодородной земли, много беспощадного солнца.

Целям защиты города всегда служили и городские стены. Еще город йевусеев был обнесен мощными стенами, и его жители похвалялись, что под прикрытием этих стен Иерусалим способен защитить даже слепой и калека. Стена на месте нынешнего Старого города, построенная Давидом и Соломоном, заключала в себя горы Сион, Мория, Офель и, вероятно, часть Гионской и Кидронской долин. Стены, как полагают археологи, были построены поверх йевуситских стен. Вторая стена, построенная Иофамом Езекие и Манасиею, начиналась с северо-восточной границы Сиона, она заключала в себя Акру (крепость) и сходилась с первой на востоке. Третья стена, начатая уже Агриппой, внуком Ирода, десять лет спустя после смерти и воскресения Христа, простиралась еще дальше на север – до самых «Гробниц царей». Таким образом, с севера город имел три стены, поскольку с этой стороны не было природной защиты, и лишь одна стена окружала Иерусалим с южной, восточной и западной сторон, охраняемых глубоким разломом – впадиной. Тогда Иерусалим занимал территорию около 10 км в окружности, в то время как теперь в Старом городе она имеет протяжение около 4 км.

Нынешняя стена выстроена в 1536-1541 гг., в эпоху турецкого султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Иногда стену называют Турецкой. Высота стены от 13 до 25 м, длина приблизительно 3,75 км. На северо-западе у Новых ворот высота стены над уровнем моря 790 м, наиболее низкая ее часть – 725 м. В строительстве были частично использованы старые стены Ирода. Наверху над стеной проложены пешеходные дорожки (ширина 2,5 м), предусмотренные для боевого использования. В ансамбле строений Старого города стена, будто покрытая патиной веков, производит величественное впечатление. Она его каменная оправа. Восточная часть нынешней стены Старого города представляет собой почти прямую линию, в этом месте ее высота 25,6 м, и своим основанием она возвышается на 50 м над уровнем Кидрона. Южная часть восточной и восточная часть южной стены являются одновременно и стенами Храмовой горы. С юго-восточного угла стена неправильной линией тянется на юго-запад по горе Сион, оставляя почему-то большую ее часть за своими пределами. Во времена Христа вершина Сиона была внутри стен Иерусалима.

Штрихи истории. СТАРЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМА. Прогулки по Иерусалиму.

Старый город.

Штрихи истории. СТАРЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМА. Прогулки по Иерусалиму.

Старый город. Городская стена. Яффские ворота.

Штрихи истории. СТАРЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМА. Прогулки по Иерусалиму.

У Яффских ворот в 2000 году.

Штрихи истории. СТАРЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМА. Прогулки по Иерусалиму.

Просите мира Иерусалиму. Псалом 122:6. (Находится в нише стены Старого города с надписями на иврите, арабском, английском, русском.).

Стена города в западной части горы поворачивает к северу, к Яффским воротам, где находится огромная башня, называемая Башней Давида, однако совсем не в честь царя Давида. Она была построена во II веке до н. э. и защищала город от вторжения с севера и запада. В XVI веке башня была восстановлена Сулейманом Великолепным и увенчана минаретом. С этого времени ее и стали называть Башней Давида. В течение сотен лет эта башня была символом Иерусалима. Отсюда, от Башни Давида, стена города идет на северо-запад, вдоль дороги на Яффу, а затем ломаной линией к северо-восточному углу Старого города. Местами стена укреплена четырехугольными башнями с площадками и бойницами.

Штрихи истории. СТАРЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМА. Прогулки по Иерусалиму.

Дамасские ворота (построены в XVI в.).

В стене Старого города 8 ворот, из них 7 ворот действующих, открытых: Яффские (или Вифлеемские) на западе; Дамасские (или Шхемские), Цветочные (или Ворота Ирода[3]) и Новые на севере; Львиные на востоке; Сионские и Мусорные (или Навозные) на юге. Ворота Золотые (Милосердия) на востоке заложены камнем. Они сохранились от византийских времен и отличались особым богатством архитектурного оформления. С Золотыми воротами связана легенда, согласно которой через них должен пройти Мессия и освободить город Давида от мусульман, оттого они боялись держать ворота открытыми и заложили их (ворота были наглухо заложены во времена турецкого владычества). Ворота Новые проделаны в стене в 1889 г. Ворота Иерусалима прежде запирались на ночь. Затем их стали оставлять открытыми круглые сутки.

Еще в средние века, в зависимости от национальности и религиозной приверженности людей, сложилось расселение их по четырем обособленным кварталам: еврейскому, мусульманскому, христианскому и армянскому. Каждый из кварталов имеет свои жилые дома, культовые центры, учебные организации, свой уклад общинной жизни.

Тихие улочки Старого города испокон веков видели стычки и конфликты, здесь кипели споры и бушевали страсти. Религиозная вражда между общинами сопровождала почти всю историю Иерусалима. А общины были той нервной тканью, которая соединяла святые места с тремя религиями. Вместе с тем Старый город – единственное место в Израиле, где евреи и арабы живут бок о бок. Сегодня здесь у евреев имеется охрана, радиосвязь. Для их выхода на рынок вызывают охрану. Безопасными местами являются туристские дороги и рынок. Дома не имеют нумерации, их различают по названиям. Живут тут люди по-разному – одни в дворцах, другие в трущобах. Всего в Старом городе сегодня проживает около 30 тысяч человек.

Мусульманский квартал занимает северо-восточную часть Старого города севернее Храмовой горы. В нем сейчас проживает 19600 человек, составляет он 40% площади Старого города. В квартале несколько мечетей, арабский рынок. Здесь проживает и несколько еврейских семей, купивших дома у перекупщиков и поддерживающих принцип «поселенчества».

Еврейский квартал построен заново, он был разрушен при иорданском правлении. Территориально он примыкает к армянскому кварталу на юго-западе, а на севере, в районе Стены плача, граничит с мусульманским кварталом. Прежде еврейский квартал размещался в северо-восточной части Старого города и занимал его большую часть. Теперь он занимает десятую часть территории Старого города, в нем проживает 2300 человек. Одна из главных достопримечательностей квартала – разрушенная синагога Хурва (построена в XIX веке на руинах синагоги, воздвигнутой в 1700 г.). У основания синагоги Хурва, после спуска, вход в синагогу Рамбан, она основана в 1247 г. Рядом возвышается как историческая достопримечательность минарет мечети Абдуллы ибн Омара (в честь Абдуллы, сына халифа Омара).

На территории квартала расположен археологический парк. Здесь руины церкви времен крестоносцев. В восточной части квартала раскопана главная улица римского города Элия Капитолина – Кардо[4]. Это улица римско-византийского периода II-V веков. Она разделена двумя рядами колонн на три полосы, выложенные каменными плитами. Над боковыми полосами имелись навесы. Здесь обнаружены наслоения, относящиеся к византийскому периоду. Все это оказалось покрытым культурным слоем толщиной в 4-5 м.

Северо-западная часть Старого города занята Христианским кварталом. В нем проживает 4700 человек.

Армянский квартал, расположенный в юго-западной части Старого города, – это пятая часть его площади. Армяне в Иерусалиме с V века н. э., а армянский квартал сформировался в XVII веке при турках. Квартал обнесен внутренней стеной и живет довольно замкнутой жизнью. Армяне обосновались в Иерусалиме спасаясь от преследований на своей родине. На его территории монастырь, старинные кладбища. Проживает здесь 2200 человек.

Современный Старый город несомненно находится на месте древнего города Иерусалима. Под его крышами всегда перекликались церковные колокола, гортанные призывы мулл с минаретов и звуки шофара в синагогах. Жителей города постоянно призывали к молитвам. Они здесь звучат круглосуточно. Часто тут имели место взаимные запреты на исполнение религиозных обрядов, якобы нарушающих покой других. В них чаще всего не было «ни логики, ни совести».

Кроме традиционного деления на кварталы, власти нередко делили Иерусалим, Старый город, колючей проволокой на сектора, контролируемые войсками. Сам Старый город – набор строений, возведенных в самые разные, но не слишком древние времена. Архитектурного ансамбля он не представляет, но сохранил заповедный мир Востока.

Все пути, все улочки, как морщины на лице старика, переливаясь друг в друга, ведут к главным святыням – Храмовой горе и храму Гроба Господня.

С великой историей Иерусалима неразрывно связаны и его окрестности, из них многие располагались в пределах прежних городских стен. Они неотъемлемая часть его истории, одно из самых красивых мест на планете.

Неподалеку от Иерусалима располагаются и его «дальние окрестности», ведь они формируют Святую землю, а Иерусалим ее центр. Без этих мест, своих ближних и дальних окрестностей, и Иерусалим не Иерусалим. В системе Святой земли они – ее составляющие. Святой землей Библия называет землю, на которой «Сын Божий жил, страдал, умер и воскрес», «обетованную землю» (Послание к евреям, 11:9), то есть землю, которую Бог обещал Аврааму (Бытие, 15:18). Географически это часть Палестины – Ханаанская земля, земля на запад от Иордана: от истоков Иордана на севере до Едомской пустыни на юге, или между 31° и 33° северной широты и между 34° и 35 1/2° восточной долготы. Длина ее около 232 км, а ширина от 50 до 133. С запада Святая земля окаймлена Средиземным морем. Сегодня территория Святой земли – это Государство Израиль и контролируемые им территории.

На Святой земле, в «дальних окрестностях» Иерусалима, расположен город Хеврон, святой город в иудаизме и в исламе. В настоящее время Хеврон находится на территории Палестинской автономии. Хеврон называют – город патриархов. От Иерусалима до Хеврона 36 км на юг.

Во времена римского владычества Ирод воздвиг здесь, в месте библейского захоронения, пантеон, грандиозную усыпальницу, которая, являясь одним из самых величественных памятников религии, носит название – Гробница праотцев, Маарат Ха-Мах-пела (Двойная пещера). Ирод заложил основу гробницы, достраивали же ее практически все: крестоносцы, мамлюки, арабы. В дальнейшем в ней была построена и мечеть, а также синагога и религиозное училище.

Вокруг этого места – гробницы – всегда бушевали страсти, на владение им в равной степени претендуют и евреи и мусульмане.

В иудаизме и христианстве это место – гробница Авраама. По Библии, Авраам – пастух, пасущий овец. Здесь раскидывал он свои шатры. Авраам (Отец многих) – праотец еврейского народа, первый еврей. Но он был праотцем и евреев и арабов. Эту пещеру в поле он купил за 400 сиклей серебра у Ефрона, сына Иохарова, для семейной могилы. Здесь были похоронены сначала Сарра, потом Авраам, Исаак и Ревекка, Лия и Иаков.

Предание также говорит, что и первые люди на земле – Адам и Ева – похоронены здесь же. Отсюда и название еврейского пригорода Хеврона – город Кирьят-Арба (Город четырех семей). Древнее название этого места Кириаф-Арба.

В исламе же считают, что эта пещера – гробница Ибрагима, одно из четырех святых мест ислама. Она придает Хеврону статус Святого города. По мусульманскому вероучению, пророк Ибрагим – халил Аллах (друг Аллаха). Он самый главный исторический персонаж в Коране. Ему было ниспослано Писание – «Свитки Ибрагима». Он праотец арабов.

Коранический Ибрагим (Ибрахим) – прообраз библейского Авраама. Он не был ни иудеем, ни христианином. Он мусульманин, верующий в единого Бога. В другом варианте версии он праотец мусульман и евреев. Тут же похоронены пророк Ицхак, пророк Юсеф, их жены и дети – все они были мусульманами.

Так что молятся, согласно своим религиозным убеждениям и традициям, и мусульмане, и иудеи, и христиане у одних и тех же надгробий над пещерой захоронения праотцев.

В течение столетий, при арабском правлении, христианам и евреям было запрещено подниматься выше седьмой ступеньки внешней лестницы, ведущей к священным надгробиям. Это был для них позор «седьмой ступени». Центральные ворота в гробницу праотцев были закрыты для них. И они могли молиться только на зацементированной площадке под воротами в дальнем приделе, у стены.

Теперь этот многовековой запрет снят. Представители каждой из религий получили определенное время для молений в гробнице. Во время, отведенное для евреев, военные патрули занимают посты вдоль дороги, соединяющей еврейский пригород Хеврона, город Кирьят-Арба, с пещерой (расстояние 2 км). По этой дороге евреи идут к пещере. Теперь большой молитвенный зал (зал Ицхака) выделен для мусульман (для евреев десять дней в году), а два малых молитвенных помещения (зал Авраама и зал Иакова) для евреев.

Вместе с тем исторических сведений о том, что в действительности представляет собой гробница, нет. Раскопки в самом сооружении не производят, так как это задело бы религиозные чувства верующих.

По дороге, которая ведет в Хеврон, на восьмом километре от Иерусалима, располагается город Бет-Лехем (Вифлеем). Здесь родился Иисус Христос. В библейские времена на месте этого города, в пустыне, пастухи, чтобы укрываться от дождя, вырубили в одной из скал пещеру. Она и стала убежищем для Святого семейства в ночь под Рождество. В ней разрешилась от бремени Дева Мария.

Над этой пещерой, пещерой Рождества, в 326 г. была построена церковь Рождества, в VI веке она была расширена и украшена. Вот уже 16 веков в ней непрерывно совершаются богослужения. Под ее алтарем сама пещера – место Рождения Иисуса. Оно обозначено в пещере богатой серебряной многолучевой звездой, на которой надпись по-латыни: Здесь Девою Марией рожден Иисус Христос.

Назарет (Нацерет) – один из святых городов христианства. Здесь Иисус вырос и начал свою миссию. Здесь жили мать Иисуса Мария и ее муж Иосиф. Существует версия, что Иисус и родился в Назарете, а не в Бет-Лехеме, как принято в христианской традиции.

Но для большинства верующих Назарет – это место Благовещения. А Благовещение – это тот легендарный миг, когда архангел Гавриил был послан в дом назаретского плотника Иосифа возвестить Деве Марии о том, что она родит Спасителя мира. Он принес благую весть (Благовещение) о скором рождении Христа. С тех пор считают, что оповещение планеты о событиях на Святой земле идет из Иерусалима, поэтому он и расположен в центре мира.

Сохранилась пещера, к которой, как полагают, было пристроено жилище Христа. В XVII веке над этой пещерой была построена церковь Благовещения – важнейшая христианская святыня. В самой пещере находится беломраморный престол, под которым в полу выложена звезда с надписью: Здесь слово стало плотью.

На восток от Назарета, в 10 км, гора Тавор (Фавор). Она считается местом Преображения Христа. Фавор (т. е. пуп) – красивая, стоящая отдельно гора высотой около 320 м над равниной и 526 м над уровнем моря, поросшая дубами, оливами и другими деревьями и благоухающими травами.

В 17 км отсюда, от горы Тавор, на северо-восток – озеро Кинерет. Его окрестности и были главным местом деятельности Христа. Здесь Христос «ходил по воде, яко посуху», по мановению его руки прекращалась буря и происходило множество других чудес.

В самой северной части озера в него впадает река Иордан. Озеро Кинерет расположено на 210 м ниже уровня моря. Оно является самым низким пресноводным бассейном в мире. Озеро имеет много названий – Кинерет, Генисарет, Тивериадское озеро и наконец Галилейское море.

Вокруг озера дорога, ведущая по библейским местам. На западном берегу город Тверия (Тивериада), а на северо-западном – Кфар Нахум (в библейской традиции город Капернаум). Христос переселился сюда со своей матерью из Назарета. Здесь, вблизи озера, Христос в сердцах воскликнул: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. Капернаум был, так сказать, резиденцией Христа в Галилее, он называется в Евангелии «Его городом». На месте, где Христос пятью хлебами накормил 5 тысяч человек, воздвигнут храм. Под его престолом находится камень, на котором стоял (или якобы стоял) Христос на виду 5 тысяч голодных.

Южная часть озера Кинерет – это исток реки Иордан. С I века н. э. Иордан считается у христиан священной рекой, так как в его водах совершил обряд покаянного омовения – крещения – Христос: здесь, примерно в пяти километрах от Мертвого моря, под руководством Иоанна Крестителя в 28-29 гг. н. э. Христос погрузился в воды Иордана.

Это событие гениальный русский художник А. А. Иванов запечатлел в своей картине «Явление Мессии народу» (540х570 см): собравшейся на берегу реки Иордан толпе народа вдохновенный пророк Иоанн Креститель указывает на приближающегося Христа. Христос идет к людям со словами любви и примирения. А люди в толпе встречают его – одни с надеждой и радостью, Другие с любопытством и недоверием. Сегодня эта картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Можно с небольшой погрешностью сказать, что и Иерусалим стоит на реке Иордан. Ну не так, как Москва на Москве-реке, не так, как Санкт-Петербург на Неве. Иордан не пересекает Иерусалима, но находится под ним, на подступах к нему. От Иерусалима до Иордана всего 30 км. Но сегодня это 30 минут езды. Стоит он на Иордане не фактически, а, что еще более важно, символически: все, что происходит здесь, у Иордана, привязано к Иерусалиму.

На этой земле сосредоточены святые и памятные места иудаизма: могила Рахели по дороге из Иерусалима в Бет-Лехем; гробница Иосифа в Шхеме. На склоне горы Кармель находится так называемая пещера Илии (в которой, согласно легенде, он ночевал перед встречей с пророками Ваала). В Иерусалиме на горе Сион, по преданию, расположена гробница царя Давида; пещера, в которой захоронены члены Синедриона, а также могила Шимона Праведного. На горе Мерон в Галилее находится гробница Шимона бар Йохая, ежегодно посещаемая сотнями тысяч молящихся. В Тверии – гробницы раббана Иоханана бен Заккая, рабби Акивы бен Иосефа, рабби Меира Баал-ха-Неса, а также Маймонида. В Цфате похоронены великие каббалисты XVI века – Ха-Ари, рабби Моше Кордоверо, рабби Иосев Каро и др.

Немало здесь и святых мест ислама. На первом месте, как уже говорилось, Храмовая гора, мечети на ней, пещера Махпела в Хевроне. Мусульмане чтут и некоторые христианские святыни, например гробницу Марии.

В Израиле проживают и приверженцы бахаизма. Святые места этой религии – усыпальница Мирзы Али Мухаммада, учредителя и проповедника бахаистской веры в Хайфе, и могила основоположника учения – Мирзы Хусейна Али в Акко. Здесь и святыня пиетистского суфийского ордена – ал-Шазилие, мечеть, где захоронены основатель ордена и его преемники.

Что касается исторических и святых мест, в этом смысле у Израиля конкурентов в мире нет. Многие святые места за государственный или муниципальный счет были реставрированы или отремонтированы, проведены большие работы для облегчения доступа к ним. В 1967 г. израильское правительство подтвердило право свободного доступа к святым местам представителей всех религий. Оно распространяется и на граждан тех исламских государств, которые находятся в состоянии войны с Израилем или отказываются его признать.

Все эти места – Святая земля – давно были объектом поэтизации: «Земля хорошая и обширная, земля, текущая молоком и медом». Ну уж насчет молока и меда, да еще и текущих, это слишком образно, пышно, неправдоподобно. Вспоминается даже рассказ Мюнхгаузена «Сырный остров» о молочном море и семи реках, текущих молоком. А тут даже с обычной водой непросто, она не течет на этой земле – нет рек, почти не бывает дождей… Воду высасывают из земли, из камня. Вот солнца и песка здесь с лихвой, с избытком.

Земля эта скорее поле битвы – поле битвы и за жизнь, и за Веру, и за молоко и мед. Да, тут, как видно, жили боги, и праотцы, и пророки. Да, это та пядь земли, на которой, по преданию, разворачивались все события Священного писания… Тут и корни людские общие. Вернее, корень тут у всех единый – это одно из мест зарождения человеческой цивилизации.

Но в основном-то здесь жили все-таки люди, обычные обездоленные люди. Их кровью и потом, слезами сдобрена эта земля.

Кровью! В войнах, чаще всего религиозных – самых свирепых и безжалостных. Земля побывала под владычеством многих завоевателей. Все они предъявляли свои претензии на этот город, на Святую землю, все здесь оставили свой след, несмотря на то что это земля масличных деревьев – олив, а их ветви – символ мира.

Потом! В борьбе с каменной землей и жгучим солнцем. Молоко и мед добывали здесь тяжелым человеческим трудом. Вернее, трудом нечеловеческим. Люди вырвали у природы силой и молоко и мед – и все, что необходимо для обитания.

Можно услышать иногда, что история Иерусалима, история Святой земли – это «дела давно минувших дней». Это несправедливо, это не так. Проблемы, вытекающие из прошлого, даже далекого прошлого этих мест, и сегодня не безразличны для миллиардов людей на планете. Ведь состояние нынешних отношений народов, религий часто создано историей, историками – тем, каким оно представлено нынешнему поколению. Объективность прошлого не безразлична настоящему. Хотя для решения важнейших проблем настоящего нужно подняться над историей, выйти из нее, иногда оторваться от прошлого во имя настоящего.

Дорог, ведущих в Старый город, немало. Они подходят к воротам городской стены, только через них можно войти в Старый город, а за ними, этими воротами, – Иерусалим Иудейский, Иерусалим Христианский, Иерусалим Исламский!