Прогулки по Иерусалиму.
На Храмовой горе.
Ислам, родившийся на рубеже VI и VII веков на Аравийском полуострове среди арабов и ставший одной из мировых религий, пришел в Иерусалим после Мекки и Медины. Общий смысл вероучения выражается в слове «ислам» – «покорность Богу». В основе вероучения лежит вера в единого Бога, всемогущего властелина мира Аллаха. В мире сегодня около 1,2 миллиарда человек, исповедующих ислам. Почти пятьдесят стран планеты считают себя исламскими.
Представление о святости Иерусалима, как и всей Палестины, перешло в ислам из христианства и иудаизма вместе с почитанием ветхозаветных пророков и Иисуса как предтечи Мухаммеда. В исламе четыре Святых города: Мекка и Медина (в Саудовской Аравии), Иерусалим, Хеврон. Мекка – центр культа ислама. Там покоится в храме, в Каабе, черный камень, черный метеорит – предмет особого почитания мусульман.
Халиф Омар ибн ал-Хаттаб, завоевав Иерусалим, велел очистить от мусора и нечистот Храмовую гору и оградить на ней место для мусульманского богослужения. Гора была объявлена мусульманской святыней. Согласно ортодоксальному исламу Иерусалим стал третьим после Мекки и Медины Святым городом. Святость Иерусалима основывается на первом стихе семнадцатой суры (главы) Корана, в котором описывается, как Аллах перенес ночью своего раба, то есть Мухаммада (пророк, основатель ислама; ему Аллахом был ниспослан Коран), из мечети «неприкосновенной» (то есть из храма в Мекке) в мечеть «отдаленнейшую» (в мечеть ал-Масджид ал-Акса) в Иерусалиме. Здесь имеется в виду и сама Храмовая гора.
Во время расчистки Храмовой горы обнажилась огромная скала – ее вершина. Древен культ этой скалы, она издревле почитаема. Над ней прежде возвышались еврейские храмы.
По приказу халифа Омара над скалой соорудили временное здание, а через 60 лет, в правление халифа Абд ал-Малика, оно было заменено на стоящее и по сей день роскошное сооружение, которое арабы называют Куббат ас-Сахра («Дом скалы»). Его строительство было завершено в 696 году. Это так называемая мечеть Омара. Почему так называемая? Да потому, что ее так часто называют. А это сооружение фактически не мечеть и не носит имени Омара. Мечеть, место поклонения, в исламе – культовое сооружение для молящихся. Обязательный элемент мечети – минарет. «Дом скалы» и строился не как мечеть без минарета. Да было бы и нелогично построить в одном месте на расстоянии ста метров друг от друга одновременно две мечети, не связанные архитектурно, разноликие. По одной из версий, халиф Омар не допускал, чтобы мусульмане поклонялись «еврейскому камню» или чтобы этот камень оказался на направлении кибла - направлении на Мекку, которое следует соблюдать во время совершения мусульманской молитвы и отправления ряда ритуалов.
Но в свое время, по преданию, на эту скалу ступил Мухаммед, и отсюда архангел Гавриил поднял его на небо, а затем вернул в Мекку, как об этом рассказывает семнадцатая сура Корана. Для сохранения этой скалы как памятного места и был воздвигнут Куббат ас-Сахра. Так что «Дом скалы» – сооружение, увенчавшее святое место ислама, память о великом событии, один из символов веры. Сооружение, в котором купол прикрывает священную скалу. Это мемориал памяти. Здесь не молятся.
Это сооружение также называют «Золотой купол», «Купол над камнем», «Купол камня», «Купол скалы», а чаще всего «Купол над скалой».
Вот оно перед нами, яркое, привлекательное восьмиугольное здание, облицованное снаружи голубыми изразцами. Вначале это была мозаичная облицовка, а затем, в XVI веке, она была заменена полихромными изразцами и плитами цветного мрамора.
Последняя реставрация сооружений на Храмовой горе была завершена в начале 1994 г. Она финансировалась Иорданией и обошлась в 6,5 миллиона долларов.
Высота здания около 56 м, оно имеет восемь сторон по 22,3 м. Здание увенчано величественным куполом. Диаметр купола 20,5 м, высота 30 м. Прежде этот купол был свинцовым, тридцать лет тому назад он был заменен сделанным из анодированного алюминия и покрашен в золотой цвет. Во время последней реставрации было проведено его золочение, и теперь он позолоченный. На это потребовалось 80 кг золота, за которое было уплачено 1,5 миллиона долларов. Новое покрытие купола должно, по прогнозам, продержаться 150 лет. Купольная часть сооружения установлена над втрое более низким восьмиугольным помещением, поэтому при восприятии главенствует купол.
Сегодня купол блестит намного ярче предыдущего, «Дом скалы» сверкает синевой и золотом. Над золотым куполом полумесяц – символ ислама. Сооружение считается самым древним и самым красивым из подобных в исламе. Это один из наиболее оригинальных памятников культовой архитектуры ислама. «Купол над скалой» – это подлинное сооружение VII века, которое несколько раз обновлялось, но никогда не разрушалось. Оно построено византийскими мастерами.
Стоит войти под золотой купол, внутрь здания, как вы попадаете в царство лазури, позолоты, мрамора – так роскошно убранство интерьера. В галерее восьмигранника стоит реликварий (шкаф) с волосом будто бы из бороды Мухаммада.
Внутри как бы три кольца, образованных вокруг центра двумя рядами колонн.
В центре огромный бесформенный камень – это кусок подлинной необработанной скалы, очищенной от грунта. Монолит, каменная глыба – «старший брат» всех камней округи.
Камень в среднем примерно на 2 м выше уровня пола, его размеры 17 на 13 м, возвышается он на 744 м над уровнем моря.
Камень испещрен надписями, славящими Аллаха. На нем, как считают, можно разглядеть отпечаток ступни Мухаммада, а также и руки архангела Гавриила, когда они оттолкнулись от скалы, дабы Мухаммад смог на своем коне ал-Бураке (белого цвета, с вытянутой спиной, длинными ушами, иногда изображается с крылышками на ногах) вознестись на небо.
Но в этот момент, в момент вознесения, от невероятности события, по легенде, грянул гром и треснула скала. Реальная трещина пересекает скалу…
Вид скалы потрясает человека. Вот перед вами скала, обычный, естественный камень. Но он священный и хранится во дворце. Можно ли к нему приблизиться, прикоснуться, ступить на него? Ведь здесь, на Храмовой горе, он кумир, главная святыня. И все это не столько из-за его внушительного размера и вида, сколько из-за таинственной святости, заключенной в нем, из-за тех событий, которым он был свидетелем за прошедшие тысячелетия. Тех событий, которые ему приписываются. Событий истории человечества, событий ярких, но кажущихся неправдоподобными. Правда ли все это, неужели все это было в действительности ?
Вокруг скалы, занимающей значительную часть сооружения, невысокая ажурная металлическая ограда.
Под куполом по всей длине фриза – фрагменты из Корана. Одна из надписей – описание путешествия Мухаммада. Указана и дата завершения постройки – 72 г. х. (год по мусульманскому летоисчислению).
Тут же, у скалы, можно спуститься по одиннадцати ступенькам в находящуюся под ней пещеру. В потолке пещеры отверстие, полы устланы коврами, на стенах указаны места молитв Авраама, Давида, Ильи, Соломона, местонахождение архангела Гавриила.
«Купол над скалой» имеет четыре двери, ориентированные по четырем сторонам света. Северный вход называется Врата Рая, восточный – Врата Давида. Южный вход считается центральным. Напротив этого входа высится фасад мечети ал-Акса. В 1100 г. крестоносцы, захватив Иерусалим, превратили «Купол над скалой» в церковь Гроба Господня.
«Купол над скалой», будучи самым броским зданием средневекового Иерусалима, построенным к тому же на месте разрушенных храмов, часто использовался в качестве символа города, так же как Эйфелева башня – символ Парижа, а Адмиралтейство – Санкт-Петербурга.
Напротив восточного выхода из «Купола над скалой» небольшое сооружение, с первого взгляда напоминающее «Купол над скалой» в миниатюре, – «Купол цепи». Небольшой купол этого сооружения опирается на невысокие древние колонны. Легенда говорит, что эта постройка возведена на том месте, где вершил суд царь Давид. У арабов эту постройку называют «Дом суда царя Давида». Существует предание, что во времена Давида, когда вершился суд, там висела цепь, с помощью которой он определял виновность обвиняемого, – если тот лгал, держа цепь в руках, из нее выпадало звено…
«Купол над скалой».
«Купол над скалой» (вид внутри сверху).
«Купол цепи».
На площади Храмовой горы южнее «Купола над скалой» метров на сто, на нижнем ярусе площади находится мечеть ал-Акса. Мечеть ал-Акса является третьим по значимости святым местом ислама. Фактически это она определяет святой статус Иерусалима в исламе. Ал-Акса по-арабски – крайняя, самая крайняя. Это та самая мечеть, которая в Коране названа «отдаленнейшей» при переносе в нее Мухаммада из мечети «неприкосновенной», то есть из центральной, большой мечети в Мекке. Некоторые же исламские теологи полагают, что «мечеть отдаленнейшая» находится на небе. Но, по общепринятому у мусульман мнению, в этой суре имеется в виду Храмовая гора в Иерусалиме, на которой впоследствии и была воздвигнута мечеть, названная ал-Масджид ал-Акса.
Построена мечеть ал-Акса на краю Храмовой горы, опирается на ее южную стену. Строилась мечеть в 693-710 г., то есть почти одновременно с «Куполом над скалой».
Мечеть построена на руинах византийской базилики, созданной императором Юстинианом в VI веке в честь Пресвятой Девы.
Положение мечети в этом месте, южнее «Купола над скалой», а не севернее, например, выбрано не случайно. Находясь в мечети и обращаясь с молитвой в сторону Мекки, на юг, молящиеся, в соответствии с изложенной выше версией, не пересекают мысленно скалу – она севернее, а не на направлении молитвы.
Посмотрите внимательнее на фотоснимок «День молитв: у мечети ал-Акса!» Во втором ряду молящихся отчетливо видно, куда они обращены, – к мечети ал-Акса, на юг, к Мекке. Они перед мечетью. За рядами молящихся, сзади, виден «Купол над скалой».
Кстати, первая кибла, направление молитвы, была обращена к Иерусалиму, а не к Мекке самим Мухаммадом. Он намеревался закрепить за Иерусалимом центральное место в культе.
Пещера под скалой.
Мечеть ал-Акса.
В 1100 г. крестоносцы, завоевав Иерусалим, превратили мечеть в свой храм – храм Соломона. Тогда часть этой постройки служила своего рода штаб-квартирой рыцарей-крестоносцев. После изгнания крестоносцев мечеть была реконструирована, о чем имеется надпись на стене. От тех времен до сих пор сохранилась в ней часовня Захарии в восточном крыле и рыцарский зал – в западном.
Вход в громоздкое здание мечети находится с ее северной стороны. Каждый входящий для моления, как и при входе в любую мечеть, обязан произвести омовение и оставить у входа обувь.
Мечеть гигантских размеров. Громадный молитвенный зал прямоугольной формы (90х60 м) двумя рядами колонн из гранита разделен на три равные части, устлан коврами, в нем деревянный инкрустированный потолок. В глубине зала михраб, указывающий направление на Мекку. (Кстати, отсюда до Мекки 1090 км) В западной части сооружения – женская мечеть, имеющая отдельный вход. Над михрабом серебристый купол мечети диаметром 11 м. Вместимость мечети 5000 человек.
У входа в мечеть в 1951 г. мусульманский фанатик убил короля Иордании Абдулу. Его внук, ставший впоследствии королем Иордании, Хусейн спасся чудом благодаря броши, висевшей у него на груди. Мечеть полностью или частично разрушалась несколько раз от землетрясений и пожаров, а в 1969 г. ее поджег турист – австралиец.
Площадь на Храмовой горе называют ал-Харам аш-Шариф (Благородное святилище). Ее размер 480хЗ00 м. Это место дивной красоты, она «старшая сестра» всех высот в округе. Площадь спланирована двухъярусной. Верхний ярус – это эспланада для «Купола над скалой», нижний – ухоженный сад и мечеть ал-Акса. Для входа на верхний ярус площади, к «Куполу над скалой» можно подняться по одной из восьми лестниц с любой стороны. Лестницы ведут к аркадам (перекрытие пролета между двумя колоннами). На фронтоне главной южной аркады установлены солнечные часы, отреставрированные в 1893 г. Вокруг площади строения – служебные помещения мусульманской общины: здание ВАКФа (Исламский комитет святых мест на Храмовой горе), медресе (школа исламского богословского образования), Музей ислама, памятник жертвам Сабры и Шатилы, шесть мечетей. (Кстати, одна из этих мечетей, расположенная в северо-восточной части площади, – мечеть Омара. Всего же в Старом городе 27 мечетей.) В центре площади стоит большой круглый каменный бассейн. В его центре – украшенный орнаментом фонтан в форме чаши, высеченной из одного камня. По окружности сооружения расположены краны для омывания перед молитвой. Фонтан сооружен в 1320 г.
День молитв. У мечети ал-Акса.
Площадь на Храмовой горе (справа «Купол над скалой», слева мечеть аль-Акса).
Вход на площадь через ворота в стенах горы. Главные ворота для входа молящихся мусульман – Шватим (Двенадцать колен Израилевых). К ним из мусульманского квартала ведет величественная арка. Ступени этих ворот, а затем, как их продолжение, ступени эспланады ведут к «Куполу над скалой». Справа от Стены плача с входом по эстакаде находятся Западные ворота, они предназначены для входа экскурсантов на Храмовую гору. Всего в каменной ограде горы для входа на площадь прорезано одиннадцать ворот: восемь на западе, трое – на севере.
Под площадью находятся древние постройки. Одна из них на юго-востоке: это подпорные арки, они носят название «Соломоновы конюшни». Это название дано в XII веке, оно сохранилось и теперь. Полагают, что это остатки подлинных построек царя Соломона. Территории, не занятые вспомогательными постройками, в те времена использовались под водохранилища для находящихся наверху домов. На Храмовой горе обнаружено около сорока таких водохранилищ. В пещерах под сооружениями сохранились покрытые пеплом камни – свидетельства пожара в Иерусалиме во времена боев за Храмовую гору в 135 г. Там же можно встретить надписи на иврите. На горе сохранились колонны Второго Храма со следами орнаментов на капителях.
В период Ирода Храмовая гора была метра на три выше, чем теперь.
«Чаша» (АЛ-КАС) – фонтан XIII в.
Указатель ворот на Храмовой горе (арабский, английский).
Вокруг горы и на улицах, ведущих к ней, были построены многие религиозные здания, школы, постоялые дворы, монастыри, совершались захоронения. Строительство исламских святынь на Храмовой горе было вызвано желанием Омейядов создать противовес христианскому храмовому комплексу вокруг храма Гроба Господня.
В мусульманской традиции святыней является и Западная стена, выступающая в исламе как часть мечети ал-Акса. По легенде, пророк Мухаммад, прибыв в Иерусалим на легендарном коне ал-Бураке, тем самым освятил ее. Кроме того, у Западной стены находится могила мусульманского святого.
Специальная международная комиссия Лиги Наций, рассмотрев в 1931 г. проблему прав на святые места, постановила, что мусульмане обладают непререкаемым правом на Западную стену как святыню, однако и евреи имеют неоспоримое право молиться около нее. Вход на Храмовую гору верующим евреям запрещен традицией: ведь никто не знает, где там теперь та часть территории, на которую нельзя было ступать, когда там был храм.
Сегодняшний статус Храмовой горы согласно договоренности, достигнутой после Шестидневной войны, следующий: религиозное управление в руках мусульман (ВАКФ) , суверенитет, как и для всего Восточного Иерусалима, государства Израиль.
Кроме Храмовой горы, ислам признает и некоторые христианские святыни в Иерусалиме. Например, гробницу Марии, около которой в 661 г. молился первый халиф династии Омейядов Муавия I.
Исторически сложилось так, что с времен Шарифа Бен-Али хошимиты контролировали святые места Иерусалима. Они очень много вложили и морально, и материально в поддержку этих святынь.
В рамках Ближневосточного урегулирования в Иерусалиме будет учрежден исламский религиозный центр под эгидой Иордании. Ведь фактически короли Иордании являются представителями Хашимитской династии – потомками Мухаммада.
Вокруг Храмовой горы, за стенами ее окружающими и примыкающими к ней, заповедный мир Востока – лабиринты улочек средневековых построек времен мамлюков, крестоносцев и византийцев, фонтаны, мечети, рынки.
Встреча с исламской религиозностью сулит немало неожиданных впечатлений. Культ в исламе не прост. Обязательна ежедневная пятикратная молитва – намаз, общие молитвы совершаются в мечети по пятницам и в дни религиозных праздников; после окончания длительного тридцатидневного поста молитвы в мечети. А статус молитв установлен изречением – «Одна молитва в Мекке стоит десяти тысяч молитв, одна молитва в Медине стоит тысячи молитв, одна молитва в Иерусалиме стоит пятисот молитв».
В Мекке, центре культа ислама, в двенадцатом месяце мусульманского календаря толпы паломников семь раз обходят Каабу (наиболее священный храм ислама), касаясь рукой «Черного камня», вделанного в одну из стен Каабы, пьют воду из священного колодца, совершают ритуальный бег между двумя холмами, «побивают дьяволов», бросая в трех истуканов камешки, совершают жертвоприношение.
А в Иерусалиме, на Храмовой горе, по пятницам и в праздничные дни совершаются массовые моления в мечети ал-Акса. Огромная мечеть и площадь перед пей заполнены молящимися, стоящими на коленях и обращенными на юг, на Мекку. Картина впечатляет организованностью и самозабвением молящихся. В священный для мусульман месяц рамадан на Храмовой горе у мечети ал-Акса собираются в день до 160 тысяч верующих. Из них около 30 тысяч живут в Иерусалиме, а остальные – жители страны и контролируемых территорий. Немало здесь паломников и из других стран.
Иерусалим. В четыре часа утра, ежедневно, окружающие горы пробуждаются для духовного служения. Люди в округе встают на утреннюю молитву. После нескольких минут полусонной суеты они, омыв свои ноги и души холодной водой, оглашают предрассветное небо славословиями Аллаху. Мощный молитвенный рокот заполняет горную долину, слышен гортанный голос муэдзина из динамиков, звучит раскатистое горное эхо, оно стелется в долинах и уходит в пустыню… Люди становятся ближе к Тому, чьим словом, по их убеждению, создан мир!