Прогулки по Иерусалиму.

В кибуц…

Самая южная точка Иерусалима – кибуц Рамат Рахель. Он основан еще в 1926 г. С вершины холма, по склонам которого раскинулись постройки кибуца, просматривается могила праматери Рахели[16]. Поэтому отсюда и название кибуца – «Холм Рахели». Но прежде чем об этом кибуце, о кибуцах вообще. Ведь кибуцы это символ Израиля, это социально-экономический эксперимент, который удался.

Кибуц – чисто израильский феномен, это «израильский образ жизни», «национальная гордость». Естественно, что придумано подобное и осуществлено только в Израиле. И сегодняшний кибуц это не организация, не предприятие, а общественно-экономическое явление, движение. Нет ничего подобного в мире. Кибуцкое движение давно уже стало одним из символов Израиля. Это уникальный социальный эксперимент – жизнь в условиях общности средств производства и равного распределения доходов. Кстати, смысл этого слова, кибуц, ничего не говорит о грандиозности замысла, это просто-напросто наименование новогоднего ритуала уманских хасидов.

Кибуц – это большая семья, коммуна и, не побоимся теперь этих слов, – последняя остановка перед коммунизмом. Это как бы «израильский колхоз». Коммуна, получившая такое название – кибуц, – была задумана как панацея от всех социальных зол. Образ жизни здесь необычный, уровень жизни очень высокий. В них реализуется экономическая формула коммуны – «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Помните этот принцип, ведь он – наша прежняя мечта.

Интересна и история этой идеи, которой от роду более ста лет. Идея кибуца появилась в начале прошлого века. Идеалистически настроенные евреи, жившие в России и Восточной Европе, решили, что было бы здорово поехать в Палестину, на землю предков, и начать там вместе, сообща, обрабатывать землю, заниматься сельским хозяйством. При этом пусть и земля, и орудия труда, и скот – все будет общим с полной социальной обеспеченностью людей. А контроль за всеми делами и жизнью должны вести руководители, избранные демократическим путем.

Приехали, жили под открытым небом или в пещерах, потом построили деревни. Требовалось преодолеть немало трудностей, чтобы научиться выращивать сельскохозяйственные продукты, вести животноводство, осушать болота. Молодым кибуцникам пришлось нелегко: не было средств для развития хозяйства, на покупку техники, зерна, для строительства дорог. Песок хрустел на зубах. А питались лишь апельсинами с хлебом. От такой пищи у многих открылась язва желудка. Немало скосила малярия. Но в конце концов кибуцы стали на ноги, все принципы коммуны в них были сохранены. С тех пор первейшая заповедь кибуцника – «Овладеть землей!» Для всего мира все это показалось осуществленной коммуной, осуществленной утопией.

Первый кибуц был основан в 1910 г., в 1920 г. их стало 12, в 1930 – 29, в 1940 – 82, в 1950 – 214, в 1960 – 223, в 1970 – 229, в 1980 – 255, в 1990 г. – 270. В том числе на территориях – 10. Есть и памятник бывшему Союзу; это кибуц, получивший давным-давно название – «СССР». А у одного из кибуцев в горах Иудеи – "лес Красной Армии".

Ну а как сегодня выглядит часть формулы коммуны – «каждому по потребностям»? В кибуцкой общине два бюджета. Единый для всей общины: питание в столовой, уход за одеждой, содержание квартир, детских садов, прачечной, здравоохранение, спорт, культура. Уровень образования, воспитания и здравоохранения здесь, как правило, значительно выше среднеизраильских стандартов. В бюджете расходы на мебель, транспорт. Трижды в день питание в столовой, но можно брать еду и в квартиру. Продукты в кибуцах продаются без налога на добавленную стоимость, а значит, что они на 18-20% дешевле, чем в городе. В школах для детей кибуцников, обычно в районных, основное внимание уделяется гуманитарным предметам и сельскому хозяйству. Кибуц обеспечивает материально обучение детей в течение 15 лет. Средний возраст кибуцников 26 лет.

Второй бюджет личный – деньги на одежду, подарки, развлечения, отдых. В среднем личный бюджет на семью из трех человек в месяц 1500-2000 шекелей. Эти деньги на собственном счете в банке. Теперь разрешена и «внешняя поддержка», ну, например, от богатых родственников. Можно получить все, кроме автомобиля. Член коммуны не имеет право иметь собственную автомашину. Это правило как символ коммунара. Особенно если учесть, что все улицы и дворы в населенных пунктах уставлены личными автомашинами. Часто кибуцники ищут путь, как, сохранив символ, иметь возможность пользоваться автомашиной. И находят.

Есть и другие символы коммунара. Например, коммунар – «товарищ». Символ обращения, с которым мы прожили свою жизнь. А теперь, оказавшись в невероятных трудностях и сложностях, стали вдруг «дамами и господами».

Есть не только символы, но и традиции. Послеобеденные часы в кибуце – время семейных встреч, когда усаживаются за кофейный столик и подкрепляются домашними пирогами. Правда, с тех пор, как дети стали ночевать в кибуцах с родителями, эти послеобеденные встречи перестали быть святыней, но традицией остались.

Ну а как со второй частью формулы коммуны, не менее сложной, чем первая, – «от каждого по способностям». Вначале каждый принимаемый проверяется на психологическую, деловую пригодность и социальную совместимость. Новичку в кибуце все представляется как сон. Затем сон проходит и перед тобой реальная жизнь. А в этой жизни встречается все. Испытательный стаж в кибуце – год.

Труд в кибуцах, по замыслу, не только житейская необходимость, но и величайшая нравственная ценность. От новичка требуется: напряжение и выдержка, здоровье физическое и душевное, честность, лояльность, наличие идеалов и готовность постоять за них. В принципе кибуц – это закрытое общество, хотя и добровольное.

Члены кибуца должны понимать, что они живут в рамках особой среды. В некоторых семьи живут уже четыре – пять поколений. И сложным является вопрос: кого из желающих вступить в кибуц следует принять?

Продолжительность рабочего дня – 8 часов, у женщин он короче, чем у мужчин. Рабочая неделя – 6 дней, отпуск – две недели. По мере возможности реализуется принцип периодической смены вида работ кибуцников: в поле, саду, на молочной ферме, скотном дворе, на кухне, в столовой, на фабрике, в цеху, в детском саду. Во всех случаях – труд физический, утомительный. Верховная власть в кибуце – общее собрание его членов. Должностные лица, администрация, члены комиссий и др. составляют 40-60% от общего числа членов.

Сегодня в Израиле 270 кибуцев, в них проживает 125100 человек, т. е. 2,5% еврейского населения страны. Многие из кибуцев были созданы из соображений оборонной концепции и до сих пор выполняют функции обеспечения безопасности. А удельный вес воспитанников кибуцев на ключевых постах государства и в элитарных подразделениях армии много выше, чем в составе населения.

Кибуцы, получив землю бесплатно, являются экономической компанией, действующей по законам рынка. Они оснащены ультрасовременной аграрной техникой, используют новейшие виды технологий, новые виды удобрений, эффективные виды борьбы с вредителями. По всей стране на полях, плантациях, в парках применяются разработанная здесь система капельного орошения. Она позволяет сэкономить 25% расходуемой воды и на 30% увеличить получаемый объем сельскохозяйственной продукции. Все это плюс титанический труд позволяют получить рекордные показатели сельскохозяйственного производства. В стране самая высокая в мире урожайность хлопка. Подписан Договор о помощи в выращивании хлопка Казахстану. Одна из израильских фирм внедряет технологию его получения с гарантией урожая по 50- 60 центнеров с гектара. В бывшем Союзе за такое достижение было положено награждение Звездой Героя.

Здесь самая высокая в мире удойность на молочных фермах, средний показатель – 9 тысяч литров в год. Рекордный удой – 15 тысяч литров в год. Гости из России изучали методы интенсификации молочного хозяйства в Израиле. Они были потрясены увиденным: среднегодовой удой обычной коровы в 8 раз больше, чем в хозяйствах России. Правда, надо учитывать климат. В Израиле одновременно с увеличением надоев молока растет и поголовье скота (до 120 тысяч), что тоже является сенсацией.

Сыроварни страны дают в 3 раза больше продуктов из того же количества молока, чем лучшие заводы Финляндии. А сыроварение в Финляндии – ее гордость. Процесс выращивания уток, например, продолжается шесть недель вместо общепринятых десяти. По урожайности корнеплодов (включая картофель) страна занимает второе место в мире. Производственный потенциал сельскохозяйственного производства значительно превышает емкости рынка.

Мы, жители бывшего Союза, не задумывались, понятно, над тем, как там в Израиле с проблемой работы на земле, кто занимается сельскохозяйственным производством, кормит страну? Своих забот о питании хватало. Знали, конечно, что в Союзе сельское хозяйство – далеко не излюбленное поприще работы евреев. Вспоминается советский анекдот тридцатилетней давности – «еврей-колхозник».

Оказалось, что Израиль кормят сами же израильтяне, евреи. Страну, да еще и пол-Европы кормит всего 7% населения. Израильские агрономы и специалисты пользуются большим авторитетом во всем мире. Те, кто раньше не знал, как доить корову – со стороны хвоста или рогов, – стали наставниками по проблемам высокоэффективного сельскохозяйственного производства. Причем не наставниками-теоретиками, а наставниками-практиками. Нам, жителям России, все это кажется одной из неожиданностей страны – евреи «зацикленные» на земле.

Израильское сельское хозяйство – вообще явление уникальное. В то время как во всем мире происходит массовая миграция сельского населения в города, в Израиле значительная масса прибывших туда горожан обосновалась в сельской местности. Ряд отраслей сельскохозяйственного производства превзошел аналогичные отрасли в странах с многовековой традицией сельского хозяйства. В 2001 г. экспорт израильских сельскохозяйственных продуктов составит в целом 70 миллионов шекелей.

Опыт израильского высокоэффективного сельскохозяйственного производства начал внедряться в некоторых хозяйствах России. Вот уж этого никто не ожидал! Израильские специалисты осваивают в России невозделанные угодья, передают опыт создания эффективного сельского хозяйства в засушливых районах.

Прошло время, и немалое, десятки лет, исчерпала себя проблема освоения высот сельскохозяйственного производства. В погоне за экономической целесообразностью системы кибуцев в них стали заниматься и промышленным производством, причем на экспорт. Стали привлекать к работе и не прошедших «проверку на коммунара» – просто наемных работников. На предприятиях, полях, в теплицах немало арабов. Эффективность их труда в сельском хозяйстве очень высока. Наконец, появились кибуцы, в которых одним из источников дохода является труд их членов вне кибуца. В большинстве кибуцев сельскохозяйственные отрасли сохранились как традиционные, но приносят менее 50% доходов.

В настоящее время на экспорт израильские кибуцы направляют изделия пищевой и металлообрабатывающей промышленности, пластиковые материалы, изделия полиграфии, электроники, фармацевтические, ювелирные, мебель. Производительность труда на кибуцных предприятиях выше, чем в среднем по стране. В основном там трудятся от 10 до 100 работников. Начали расширяться сферы предпринимательской деятельности. В кибуцах появились туристические и оздоровительные центры, отели, рестораны. Все увеличивается объем наемной рабочей силы. Постепенно кибуц из коммуны стал превращаться в бизнес, часто не совсем рентабельный. Стали не подпускать близко «чужих» и не выносить «сор из избы».

Но ведь кибуц – это, по замыслу, – огромная семья. И, как в любой семье, появились довольные и недовольные, группы и группировки, хорошо работающие и «сачки». Дал трещину и свято охраняемый принцип равенства. Равенство – это основа кибуцной жизни, ее козырь. Но распределение по этому принципу иногда корректируют в зависимости от нужд и заслуг кибуцников, назвать его буквально всеобщим равенством никак нельзя. Хотя все в кибуце вроде равны, но есть и такие, которые «равнее других».

Так что практически оказывается сложно реализовать идею равенства всех в жизни, труде, пище. Оказалось невозможным построить жизнь, коммунизм в «отдельно взятом кибуце» при ближнем, по соседству, «капиталистическом окружении». Да и сама психологическая жизнь в условиях коммуны не проста, выдерживают ее далеко не все. Жизнь здесь явление уникальное, но подходит не всем. Легче тем, кто в кибуце родился и вырос, с молоком матери впитал в себя жизнь коммунара. Еще легче в религиозных кибуцах, где общинная жизнь – дело не только семьи, но и всей династии. Выросший обязан продолжать дело дедов и отцов.

Религиозные кибуцы отличаются от других тем, что объединяют людей, соблюдающих религиозные традиции. В них жизненный уклад основан на принципах Галахи (еврейского религиозного закона) в сочетании с принципами коллективизма в общественном устройстве.

Для ряда кибуцев характерны не только психологические, но и производственные кризисные явления: неплатежеспособность, отсутствие личной заинтересованности и ответственности. Выросли долги кибуцев.

Миф о кибуцах и реальность совпадают не всегда. Конечно, кибуц помогает выжить слабому, вселяет уверенность в завтрашнем дне. Но в последние годы все чаще кибуцы раздирают споры о структуре потребления и формах управления, необходимости модернизации. Появилась идея «нового кибуца».

Опрос показал, что 60% кибуцников предпочли бы выйти из своих сельскохозяйственных общин, но только 10% из них готовы поменять свой образ жизни на городской. 50% кибуцников предпочли бы перейти в мошавы, продолжая привычный для них образ жизни на природе, работы на земле. Почти половина кибуцников с удовольствием перешла бы на сдельную оплату труда, 91% высказались за начисление денежных штрафов на «сачков». Как видно, грядут изменения в этом оригинальном и практически осуществленном замысле – кибуц! История кибуцкого движения представлена в специальном музее. Там и книги, и среди них Маркс и Ленин, переведенные на иврит.

Кратко и емко сегодняшнее состояние проблемы кибуца определил известный философ Мартин Бубер: «Кибуц – образцовый непровал. Это не успех, но образцовое непоражение».

Сельскохозяйственный сектор в стране представлен и другими формами производства. Основные из них это мошавы, а их в стране 400, где приняты обычные фермерские отношения. Ничего общественного. Каждый сам себе хозяин – у каждого свой дом, своя машина, свой личный план животноводства или сбора урожая. Объединяет мошавников в свободное время – торговый центр, школа, детский сад, а в производственных проблемах – снабжение и сбыт. В мошавах живут 160 тысяч человек.

Доля кибуцного производства – 40%, а мошавного – 38,5% от всего объема сельскохозяйственного производства в стране. Существуют и формы хозяйств, переходные между этими видами. Жизнь в кибуцах я видел своими глазами, но как все это может быть, так и не понял. Ясно только, что кибуц это явление уникальное в мировой практике, фантастический эксперимент в истории человечества. Он еще не закончен, его результат впереди…

Ну а мы в кибуце Рамат Рахель. Члены этого кибуца сегодня заняты в сфере обслуживания: дом отдыха, бассейн, зеленые лужайки – все для отдыхающих израильтян и туристов. За кибуцем к северу расположен прекрасный лес – Лес мира.

На соседнем холме арабский пригород – деревня Абу-Тор. Это название, а так называется и сам холм, означает «отец быка», так как этот холм был пожалован мужественному мусульманину – погонщику быков, который помог одолеть крестоносцев в битве 1187 г.