Прогулки по Иерусалиму.

Яд ва-Шем.

На западном отроге горы Герцля расположен Мемориальный комплекс Памяти Яд ва-Шем - «Вечная память» – посвященный истории Катастрофы и Героизма европейского еврейства времен Второй мировой войны. Иначе говоря, это памятник, нет не памятник, а Мемориальный комплекс Памяти шести миллионов евреев, павших жертвами самого жестокого во всей мировой истории фашистского изуверства. Таков смысл самого слова Катастрофа (по-английски – Холокост – уничтожение в огне.).

От входа в Мемориал разбита Аллея праведников народов мира, далее она окутывает всю территорию.

Каждое из 6 тысяч посаженных в аллее деревьев имеет свой адрес – фамилия тех не евреев, которые рисковали своими жизнями ради спасения евреев во времена нацизма. У каждого дерева табличка с именем того, кому оно посвящено.

Известно, что одним из таких праведников был и король Дании Христиан X. В тот день, когда в оккупированной немцами Дании был опубликован приказ, требующий от всех евреев нашить на свои одежды желтые звезды, он вышел на свою обычную прогулку по городу с такой нашивкой на своей одежде. Так же поступили и члены его семьи. Он призвал и всех жителей Дании последовать его примеру. Датчане проявили необыкновенную самоотверженность и спасли евреев своей страны. Они в конце войны на простых рыбачьих лодках перевезли за три недели около 8000 евреев в нейтральную Швецию.

Центральный зал Мемориального комплекса, центр ансамбля, бетонный шатер, Зал Памяти. В нем Вечный огонь. Перед Вечным огнем, в специальной чаше, пепел мучеников, собранный отовсюду в местах нацистских изуверств. Вокруг Вечного огня, на полу зала мозаикой выложены названия 22 крупнейших нацистских концентрационных лагерей смерти: Освенцим, Берген-Бельзен, Бабий яр… На этот пол, к Вечному огню спускаются только в минуты традиционных церемоний – чтобы возложить венок, прочесть молитву, поклониться.

Стены Зала Памяти сложены из огромных, необработанных базальтовых валунов. Эти валуны, темно-серые или чуть ржавые, такие, какими создала их природа. Ни штукатурки, ни краски. Внутри зала царит полумрак.

Но есть и Мемориал в Мемориале – это громадный Зал Имен. В нем, всегда затемненном, хранятся черные папки с анкетами на каждого погибшего, его фотографией. Не малая часть из них заполнена на русском языке – языке погибших.

У стола сотрудника зала постоянная очередь тех, кто, приехав в Иерусалим, пришел сюда, чтобы заполнить анкету на погибших родственников или знакомых. Имена погибших в годы Катастрофы поступают сюда и почтой.

Трогает, когда на большом экране зала, сменяя одна другую, возникают фамилии тех, чье имя в папках.

Зал Имен это самая большая в мире гробница. Здесь сейчас около 3 миллионов анкет – это около 3 миллионов имен. Постоянно слышен плач еврейского народа. Писать об этом невозможно, надо видеть.

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Вечный огонь в Зале Памяти. (Мемориальный зал).

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Скорбящая. (Перед Залом Имен).

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Одна из секций Зала Имен. Шкафы с папками. В них памятные листы на каждого погибшего.

На холме Памяти, у края долины, Памятник Славы. Он воздвигнут в честь всех тех евреев, которые сражались против нацизма в годы Второй мировой войны в составе союзных армий и в партизанских отрядах. Во Второй мировой войне против войск нацистской Германии в составе союзных армий и в партизанских отрядах воевали полтора миллиона евреев, по полмиллиона в армиях СССР и США и полмиллиона в армиях остальных союзных государств.

Так и написано на фронтоне памятника «Слава еврейским солдатам и партизанам, сражавшимся против нацизма. 1939-1945». Эта надпись выполнена на иврите, французском, русском, английском и идиш. Запись на русском языке это в адрес евреев Советского Союза участников Великой Отечественной войны: орденами и медалями было награждено около 340 тысяч человек; 157 евреев получили звание Герой Советского Союза, а Д. А. Драгунский удостоен этого звания дважды, на фронте были 283 генерала-еврея и 20 адмиралов; 12 евреев стали полными кавалерами ордена «Слава»; 30 евреев были удостоены звания Герой Социалистического Труда за заслуги в производстве военной техники, двое С. Л. Лавочкин и А. Э. Нудельман – получили это звание дважды, а Б. А. Ванников, Я. Б. Зельдович и Ю. Б. Харитон – трижды[17].

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

У памятника Славы.

По традиции у Памятника Славы ежегодно, в начале мая, проводится торжественное собрание страны посвященное Дню Победы над фашизмом. Среди участников бывшие войны из СНГ, США, Англии, Франции и других стран. Как правило, присутствуют представители Комитета ветеранов войны России. Впервые на торжественном собрании у этого памятника я присутствовал в мае 1991 г. Тогда на собрании выступил представитель Российского комитета ветеранов войны Герой Советского Союза генерал-лейтенант В. Петренко. Собрание обычно ведется на двух языках иврите и русском. Всегда в ходе торжества звучат советские песни военных лет.

9 Мая 1995 года, в день 50-летия Победы над фашизмом, здесь этот день отмечался впервые со статусом – «государственное торжество» Государства Израиль.

Не так давно в состав Яд ва-Шем вошел мемориал – Долина уничтоженных еврейских общин. Если сказать, что он фундаментален, то это не то слово о нем. Посмотрите, как он сооружен. Сложен из огромных каменных блоков, вырубленных в скалах Иудейских гор.

На могучих каменных стенах мемориала перечислено 5 тысяч мест, где творили разбой фашисты, где ими были уничтожены еврейские общины.

Поразительное строительное сооружение своим каменным величием подчеркивает чудовищность трагедии, которую чтит мемориал. Он увековечивает Память общин – жертв Катастрофы.

Среди них и те, которые были на территории Советского Союза. Их названия высечены в камне на иврите, русском, английском языках: Киев; Бабий яр; Одесса; Минск; Харьков…

В комплексе и Детский мемориал. В нем, в затемненном помещении, с помощью системы зеркал создана необыкновенная обстановка – вокруг идущего по затемненным ходам с перилами, со всех сторон, горящие свечи. Одновременно слышится бесконечный список имен полутора миллиона детей, замученных в годы Катастрофы.

Трудно представить себе обстановку скорби и поминания уничтоженных детей, обстановку большей, чем здесь, боли…

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Фронтон памятника. «Слава еврейским солдатам и партизанам, сражавшимся против нацизма. 1939-1945». Эта надпись выполнена на иврите, французском, русском, английском и идиш.

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Долина общин (вход). (Valley of the communities).

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Киев.

В вестибюле музея мемориала, установлен известный монумент Нафали Безема Стена Катастрофы и Героизма. Это монументальный барельеф, занимающий площадь в 60 кв. метров и отлитый из алюминия в одной из мастерских страны. Барельеф по замыслу изображает испытания, доставшиеся еврейскому народу, но делает это с помощью ряда аллегорических символов, выраженных особым, только автору свойственным языком, обогащенным еврейскими народными иносказаниями. Язык этот сюрреалистичен по своему характеру и требует ассоциаций.

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Бабий Яр.

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Минск.

И как, кроме того, дополнительно предупреждает специальное описание: «легко расшифровать выступающие на барельефе символы сможет тот, кто знаком с творчеством художника». А кто не знаком? А таких, не знакомых ни с автором, ни с его творчеством, миллионы посетителей Яд ва-Шем. Как быть им, как понять особый язык, выраженный в металле? Язык, который требуется где-то предварительно изучить, для того чтобы понять изображенное, как понять откровенную символику. Поэтому-то оказавшись у этой стены, люди проходят безмолвно, пожимая плечами, понимая, что здесь, видимо, что-то несомненно важное, но ни для кого не понятное. А чаще всего и не думают, а просто проходят мимо, не обращая внимания. А ведь жаль, созданию барельефа отдано не мало сил и средств. Так и остается эта стена из металла безмолвной, невостребованной. Остается загадкой!

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Одесса.

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Одна из стен мемориала.

Ну а теперь успокоимся и прочтем содержание описания барельефа, раскроем загадку. Барельеф состоит из четырех эпизодов.

В первом изображена аллегория Катастрофы, во втором – еврейское сопротивление, в третьем – возвращение в Израиль и в последнем, четвертом – возвращение нации.

Первый эпизод Катастрофа. В центре крематорий с дымящейся трубой. С левой стороны бесконечные ряды людей на последнем этапе их жизненного пути.

Под крематорием – подобие женщины с двумя подсвечниками в руках. Это женщина-мать, зажигающая субботние свечи, но подсвечники перевернуты, и их пламя сжигает женскую грудь – родник ее жизни, источник жизни ее детей. Все святое осквернено. С правой стороны крематория виднеется образ крылатой рыбы с отрезанной головой. Рыба – символ безмолвия и бессилия, а ее крылья – это ангелы, уносящие убитых к небу. В частной мифологии у Безема рыба часто заменяет петуха. Она лучший символ убиваемого народа.

Второй эпизод посвящен борьбе. В центре синагога и местечко, объятые пламенем. Видна рука, держащая оружие (часть копья) и ружье. Это еврей боец. Он сгорает в огне, но другой рукой придерживает лестницу, символ алии. Лестница конкретизация сионистской мечты (восхождение).

Третий эпизод – выход из Катастрофы. Мужчина- отец плывет в воздушной лодке, направляемой крыльями ангела, а ангел – хранитель спасшихся. Мужчина в лодке не едет с пустыми руками. Он везет с собой язык пламени от пожарища и оружие. Одна нога мужчины уже спущена за борт – он уже готов причалить к берегу.

Последний, четвертый, эпизод – возрождение. Уцелевший достиг желанной цели – он в своей стране. Он окреп и силен как лев. Но в глазах у льва слезы, он не может забыть прошлое и оплакивает его. Но подсвечники теперь стоят прямо, они теперь символизируют еврейский дом. Из головы льва прорывается на свет растение с листьями сабры. Это дети, спасенные из катастрофы, родившиеся в стране.

Теперь становится понятным содержание барельефа, его тема подводит итог проблемы, которой посвящен Яд ва-Шем.

На территории Яд ва-Шем расположены и другие сооружения истории Катастрофы.

В северной части комплекса 20-метровый обелиск Героизма, посвященный польскому учителю Яношу Корчаку, который отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними вошел в газовую камеру. Окружающая территория называется парк Яноша Корчака. Перед входом в Зал Имен – скульптурная группа бойцам Варшавского гетто. На южной границе территории над обрывом – аллегория Катастрофы: «вагон», доставлявший узников к местам уничтожения. Он над обрывом – Катастрофа…

И как показалось мне, Яд ва-Шем это не просто памятник, даже и не Мемориал. Яд ва-Шем это Храм.

Храм Скорби и Памяти еврейского народа.

А все что в Яд ва-Шем это не только для евреев, это предостережение для всех народов мира, это предупреждение в том, что может быть с людьми, если дать разгуляться фашизму и сопутствующим ему идеологиям и движениям.

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Стена Катастрофы и Героизма.

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

«Вагон», доставлявший узников к местам уничтожения, в последний путь… (Memorial to the Deportees).

На почтовой марке, выпущенной в Российской Федерации в День Катастрофы в 2000 году, надпись «Никогда больше». Никогда больше не должно повториться в жизни людей планеты то, что случилось в Катастрофе.

Яд ва-Шем. ПО ИЕРУСАЛИМУ СОВРЕМЕННОМУ… Прогулки по Иерусалиму.

Марка, выпущенная в России в день Катастрофы в 2000 году.