Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.

Сдержанное доверие.

Иберийские короли щедро наделили военные ордены, но взамен требовали участия в операциях Реконкисты и обороне страны. Можно представить, какие проблемы ставили перед орденами конфликты между самими иберийскими государствами! Ордены в основном формировались из знати. Их магистры и сановники принадлежали к могущественным родам высшей знати и в конце концов, особенно в XV в., стали вести себя как представители этих родов. Замечание, которое по поводу Калатравы сделала Эмма Солано Руис: «Калатрава использовала свои экономические и людские ресурсы к выгоде высшей знати и родов Падилья, Гусманов, Пачеко-Хиронов»[921], - можно распространить на все ордены. В отношениях между королевской властью и орденами, особенно в Кастилии, с 1250 г. начало возникать напряжение. Тогда ордены стали важной ставкой в игре между королем и знатью: должность магистра в руках короля давала возможности для контроля и вознаграждения, а в руках знати, напротив, для опасного нажима на королевскую власть. Суверены воспользовались разрешением дела ордена Храма, чтобы добиться от папы повеления сановникам военных орденов приносить оммаж монархам. В Арагоне имелся в виду прежде всего арагонский магистр Госпиталя, а ведь Госпиталь, напомним, был интернациональным орденом, подчиненным исключительно папе. Хуан Фернандес де Эредиа, став магистром этого ордена, попал в подчинение папе, но он был арагонским подданным, слугой и советником короля и в этом качестве обязан приносить оммаж последнему[922]. В Португалии король Диниш заставлял ордены платить постоянную дань, кольейту (colheita); он напомнил об этом в 1321 и 1326 гг. новому ордену Храма, а в 1327 г. — португальской ветви ордена Сантьяго[923].