Старая Национальная галерея Берлин.

Адольф Менцель (1815–1905) Стройка и ивы 1846. Холст, масло. 41x55.

Несмотря на то что Адольф Менцель только полгода провел в берлинской Академии художеств и может по праву считаться автодидактом, он стал самым знаменитым немецким живописцем XIX века. Наибольшую популярность еще при жизни мастер получил благодаря своим полотнам, передающим реалии и дух Пруссии времен короля Фридриха II Великого. Таланту художника сопутствовал пристальный и плодотворный интерес к немецкой истории. Еще в начале своей творческой карьеры Менцель выполнил около четырехсот иллюстраций к книге «История Фридриха Великого». Именно с XVIII столетия начался интерес к реалиям того времени: к достоверной передаче костюмов, униформы, архитектурных и декоративно-прикладных деталей городской и повседневной жизни. Картины мастера поражали скрупулезной документальностью, которая соединялась с щедрым художественным чутьем.

Представленная работа — прекрасный пример талантов Менцеля. В картине как бы соединены натурная штудия, «портрет» дерева и сцена строительства новой берлинской улицы. Солнечные свежие тона голубого неба, сочной, с сизеватым оттенком листвы и травы и изображение мирно пасущейся лошади создают своеобразный идиллический пейзаж. И только в правом углу видна стройка городских зданий. Скоро небольшие уголки природы отступят перед натиском жизни людей. Именно подобные работы, изображающие повседневность, где соединяется документальность происходящего с лирической атмосферой природных зарисовок, чрезвычайно ценятся в творческом наследии немецкого мастера.

Адольф Менцель (1815–1905) Стройка и ивы 1846. Холст, масло. 41x55. Адольф Менцель. Старая Национальная галерея Берлин.