Старая Национальная галерея Берлин.
Фриц фон Уде (1848–1911) Молитва перед трапезой 1885. Холст, масло. 130x165.
Немецкий художник Фриц фон Уде наибольшую известность получил благодаря религиозным и жанровым работам. В своем творчестве он органично соединил реализм и импрессионизм. Выработанная манера давала живописцу свободу в выборе сюжетов с острым социальным или нравственным звучанием. Сценки, эпизоды из жизни бедных людей и детей исполнялись мастером в узнаваемой импрессионистической манере. Свежесть непосредственного впечатления от красок природы в своих картинах он дополнял полюбившимися принципами старой голландской живописи, изучал ее в Париже, а позже, в 1882, пребывание в Нидерландах окончательно сформировало его авторский стиль. Хотя фон Уде часто критиковали за невзрачность сюжетов, он стал одним из общепризнанных лидеров Мюнхенского, а затем Берлинского сецессиона. В то время считалось революционным такое свободное представление евангельских тем. Мастер переносил библейские образы в современные ему реалии и декорации. Христос, по мнению критиков, изображен слишком индивидуализированно, портретно. Картина, отражающая быт бедняков, несмотря на высокие живописные идеалы мастера, оказалась слишком натуралистичной для публики того времени. События Святого Писания не были, по ее мнению, опоэтизированы намеками, аллюзиями и символами. Художник создал сюжет, который не требовал какой-то дополнительной интерпретации, простой и наглядный. В дом небогатых людей пришел Христос, чтобы разделить с ними трапезу. Пока женщина накрывает на стол, Он совершает молитву. Данная работа и по тематике, и по колориту типична для наследия немецкого мастера. Хотя публика того времени обращала больше внимания на содержание картины, современный зритель с полным правом может насладиться виртуозной живописной техникой фон Уде.