Старая Национальная галерея Берлин.

Макс Либерман (1847–1935) Амстердамские девочки-сироты 1876. Холст, масло. 67x89,5.

Макс Либерман провел лето 1876 в Нидерландах. В Харлеме он занимался копированием картин великого голландского художника XVII века Франса Халса и их отдельных деталей. Особое внимание Либерман уделял поздним работам мастера, таким как «Регенты приюта для престарелых» (1641, музей Ф. Халса, Харлем). После возвращения в Амстердам ему удалось мельком взглянуть на внутренний двор городской богадельни для сирот. Живописца привлекло то, что классические сочетания черного, коричнево-красного и белого цветов на картинах голландцев, которые он недавно воспроизводил, существуют в действительности. На этой картине платья девочек-сирот сочетаются с кирпичной кладкой зданий и тусклой городской зеленью. Художник использовал ограниченную гамму оттенков оливкового, темно-красного, черного и белого. Все — от колорита до нарядов и поз маленьких сирот — напоминало старые голландские работы. Представленный холст — подготовительный этюд для будущего произведения, быстрый эскиз-впечатление. Интересно, что одну из первых зарисовок этого двора мастер сделал на обороте одной из своих копий Халса. Позже, уже в студии, Либерман по мотивам эскизов создал большое произведение. Но представленная работа, изначально приобретенная директором берлинского музея в свою частную коллекцию, привлекает внимание свежестью впечатления, верно подмеченным движением и позами воспитанниц, которых художник застал за их повседневными делами — чтением и прогулкой.

Макс Либерман (1847–1935) Амстердамские девочки-сироты 1876. Холст, масло. 67x89,5. Изобразительное искусство второй половины XIX века. Старая Национальная галерея Берлин.