Атлантида и Древняя Русь.

Бог Эя в роли судьи.

Кумарби, так же как и Кроноса, свергает с престола его сын Тешуба, Свергнутый Кумарби решает отомстить сыну, он пытается поставить царем вместо Те-шубы порожденное им чудовище Улли-кумми. Об этом и повествует «Эпос об Улликумми». Хеттский сюжет имеет прямые параллели в греческой мифологии. В греческих мифах есть миф о Кроносе, который породил чудовище Тифона, чтобы проучить Зевса, захватившего престол отца. Кстати, место действия греческого мифа — малоазиатская Ликия — совпадает с местом действия хеттского мифа. И даже гора Улликуми в одном неопубликованном тексте упоминается среди гор Ликии.

Итак, Кумарби породил чудовище Улликумми. Это чудовище в виде каменной горы начало расти в море. Вскоре гора увеличилась до таких размеров, что закрыла солнце. Чудовище не внимало увещеваниям богов и готово было уничтожить мир.

Тогда в спор вмешался мудрый бог Эя. Он отправился к великану Убеллури, держащему на плечах небо. Об этом мы узнаем из следующего хеттского текста:

Эя обратился к Убеллури: «Не знаешь разве ты, о Убеллури? Никто не принес тебе весть? Разве ты не знаешь его, быстрорастущего бога, Которого Кумарби сотворил против богов? И что Кумарби воистину замышляет смерть Тешубу? И воздает ему соперника? Оттого, что ты далек от темной Земли, Ты не знаешь этого быстрорастущего бога?» Убеллури стал отвечать Эе: «Когда Небо и Земля были построены на мне, Я не знал ничего. Когда случилось, что Небо и Земля были отделены Друг от друга резаком, этого я тоже не знал. Теперь что-то жмет мое правое плечо, Но я не знаю, кто он, этот бог!» Когда Эя услышал эти слова, Он повернул Убеллури правым плечом: Здесь, на правом плече Убеллури, Стоял Камень, как меч!
Пер. И. М. Дьяконова.

Продолжение этого текста пока не найдено. Но чудовище, очевидно, было побеждено (ибо Зевс также победил Тифона).

По греческому варианту этого мифа вначале победил Тифон и заключил Зевса в Корикийской пещере в Ликии, но Зевса освободили Гермес и Эпиган, после чего он навалил на Тифона гору Этну в Сицилии, откуда теперь Тифон изрыгает пламя. Есть и сходный славянский миф о Перуне и Скипере-звере (в этом мифе Перуну помогает Белее).

По сохранившимся кусочкам хеттского текста можно судить о том, что Эя воспользовался резаком, которым разделил небо и землю. Он отрезал камень Улликумми от великана Убеллури, что и привело к победе над чудовищем.

Не исключено, что в этом мифе сохранились воспоминания об извержении вулкана (Санторин?). Об этом говорит и рост горы, и затемнение, вызванное чудовищем, и сближение с вулканом Этной. Вспомним, что в мифе об аргонавтах тоже сохранились воспоминания о том извержении (об образовании острова Фера). То есть образ Атланта-Убеллури снова связывается с какими-то геологическими явлениями. Может быть, после того землетрясения происходили и извержения вулканов? Но заметим, и здесь нет отождествления Атланта и Улликумми-Санторина (если, конечно, это Санторин).

С титаном Атлантом-Убеллури нужно связывать не остров Санторин, а гору Атлас (Иду), которая находится недалеко от пролива Дарданеллы.

Образ Убеллури является наиболее ярким подтверждением хет-теко-хаттско-атлантского происхождения образа Атланта. Но не будем Забывать и другую примету земли Атланта — сад Гесперид, райский сад. Эта примета в меньшей степени достоверна, так как у большинства народов есть мифы о мировом дереве, о древе жизни и пр. Но мы не можем не обратить внимание на то, что в хеттской мифологии образ этого дерева занимал крайне важное, если не центральное, место.

Обряды, связанные с почитанием дерева, являлись существенной частью религиозной практики хеттов. Хетты перед изображением умирающего и воскресающего бога Телепинуса воздвигали вечнозеленое дерево eia (иву) — «с него свешивается руно овцы, внутри же него помещается овечий жир, внутри него — зерно бога полей и вино, внутри него — бык и овца, внутри него помещаются долгие годы жизни…». То есть с этим деревом хетты связывали вечную жизнь.

Перед нами вырисовывается определенный мифологический портрет земли хеттов. В этой стране почитают великана Убеллури, который поддерживает небо. И в этой же земле почитают дерево, которое дает бессмертие… Не правда ли, этот портрет в точности совпадает с мифологическим портретом земли Атланта?

К этой цивилизации подходит и государственное устройство, о котором мечтал Платон. Уровень культуры государства хеттов был не ниже уровня культуры Атлантиды Платона.

Не следует все же, однако, смешивать поздних хеттов и ранних — тех, кого можно отождествить с атлантами. В поздней, развитой мифологии хеттов мы находим вкрапления переднеазиатских культур и верований (например, почитание бога Эй), а также главенство богов арийского пантеона — Тешубы-Зевса и т. д. То есть собственно наследие культуры атлантов составляет лишь незначительную часть в культуре хеттов. Боги атлантов — это боги титанического прошлого. Но все же отметим, что в мифологии хеттов Атлант-Убеллури не мыслится как противник Зевса-Те-шубы. В этой земле Убеллури почитали как своего, а не враждебного бога. У хеттов главная функция Убеллури — поддерживание неба — дается титану не в наказание, она присуща ему изначально. И даже в то время, когда культ Тешубы, арийского бога, возобладал, он не ощущался как культ, противостоящий более древнему местному неарийскому культу — Убеллури.

А теперь давайте подумаем. Не правда ли, все это нам уже давно знакомо: великан-гора, бог (Телепинус), жизнь которого спрятана в дереве, в разных предметах… Это же известные нам с детства образы русских сказок и былин: Святогор, Кощей Бессмертный…

И в этом нет ничего удивительного. Ведь мифы хеттов, словарь хеттов имеют параллели с большинством европейских народов. Уже писалось об общности хеттов и некоторых германских племен, но до сих пор мало говорилось о параллелях в культуре хеттов и славян. А между тем и сами хетты почитаются предками многих славянских родов. А значит, чтобы раскрыть тайны Атлантиды, мы должны обратиться к преданиям древних славянорусов,