Эпоха крестовых походов.

Образование северных королевств.

Скандинавские страны в X в. — Образование Датского королевства. — Образование Шведского королевства. — Образование Норвежского королевства.

Скандинавские страны в X в. Мы уже сказали, что в эпоху викингов датчане занимали Сканию и прилегающие к ней острова. Юты, вначале отброшенные на северную оконечность кимврского полуострова, после выселения англов спустились к югу до того места, где столкнулись с саксами и ободритами. На севере, на Скандинавском полуострове, готы занимали одноименную область; шведы были оттеснены на восточное побережье и в Страну великих озер.

О королях, правивших этими народами, мы почти ничего не знаем. Правда, легенда сохранила имена некоторых из них, но приписала им значение, которого они не могли иметь. Вар Видфам («слава которого гремит далеко») царствовал будто бы в неопределенную эпоху над всеми странами Севера, вклю чая и Англию; все его владения унаследовал сначала его внук, Гаральд Гильдетанд (Синезубый), затем его счастливый со перник Сигурд Ринг. Ясно, что легенда перенесла на этих племенных вождей некоторые черты из истории Канута (Кнуда, или Кнута) Великого. Другие лица более реальны; таков, например, Регнар Лодброг, о котором упоминают и саги, и англосаксонские хроники. Подлинная история, и то лишь южной оконечности Скандинавского полуострова, начинается только с появления франков на нижней Эльбе.

Образование Датского королевства. Франкские летописцы впервые упоминают о датчанах в связи с историей саксонских войн. Видукинд несколько раз отправлялся в Ютландию искать помощи; франки проникали туда по его стопам и обложили данью некоторых датских вождей. В следующем веке немецкие короли возобновляют эти экспедиции, но единственным результатом их усилий является успешное распространение христианства. В V в. основываются подвластные гамбургской кафедре епископства Шлезвиг, Ааргауз и Одензе, и датские короли принимают христианство.

До конца X в. на датском престоле сидят ничтожные личности, чего нельзя сказать и об их преемниках. Свенон I, «с раздвоенной бородой», начинает блестящий период датской истории. Он одерживает ряд побед над норвежцами, шведами, вендами и облагает англосаксонское королевство Этельреда датской податью (danegeld).

В 1014 г. ему наследовал его сын Канут. Его владычество в Англии нас здесь не интересует; притом, его царствование имело важные последствия особенно для Дании. При его воцарении из 800 тысяч датчан христианство исповедовали, по преданию, лишь 40 тысяч; он закончил обращение своего на рода, сделал попытку прекратить частные войны, призвал в Данию множество англосаксонских священников, ремесленников и архитекторов и пытался сделать из своей страны вторую Англию. Влияние англосаксонской цивилизации не ограничилось одной Данией; удачные войны Канута в Швеции и Норвегии распространили ее по всему Северу.

После смерти Канута, последовавшей в 1026 г., его обширная держава распалась почти без толчка. Норвегия, которую он одно время покорил своей власти, отделилась без всякой борьбы. Англия в 1042 г. перешла к англосаксу Эдуарду Исповеднику, а в 1047 г., со смертью Магнуса Норвежского, внука Калуга Великого, прекратилась древняя династия Скиолдунгов, возводившая свой род от Одина. Свенон (Свенд Эстридсен), племянник Канута Великого, положил начало новой династии Эстритидов.

Первые царствования всецело наполнены гражданскими войнами, в которые неизменно вмешиваются императоры, силящиеся сделать Данию вассальным королевством Германии. Среди тех гражданских войн христианство окончательно укрепляется. В 1095 г. Лунд становится резиденцией архиепископа, юрисдикция которого простирается на весь Север; духовенство уже достаточно могущественно, чтобы вступить в открытую борьбу с королем… Что касается внешней политики, то датские короли пользуются мирными промежутками, когда на время прекращаются войны и вторжения вендов, для новых попыток вернуть себе Англию.

С Вальдемара Великого (1137–1182) начинается новый период завоеваний, обращенных в этот раз на Восток; он овладевает Арконой, святилищем вендов на острове Рюгене, Юлином на острове Волине. Легенда приписывает ему основание Данцига и перенесение датской резиденции из древней столицы Роскильда в Копенгаген, из которого было удобнее охранять новые датские владения.

Канут II (1182–1202) закончил покорение Славонии (Мекленбурга и Померании) и первым соединил титулы короля славян и датчан и владетеля Нордальбингии. Его брат, Вальдемар Победоносный (1202–1241) простер свои завоевания еще дальше; он вступил в борьбу с язычниками Ливонии и Эстонии и основал Ревель у входа в Финский залив! В тот момент южный бассейн Балтийского моря был в сущности датским морем. Благодаря крестовому походу против восточных язычников, составлявшему под другим названием продолжение походов викингов, Дания приобре ла новую северную державу.

Все это величие рухнуло, когда Вальдемар попал в плен к одному шверинскому графу. В 1223 г. он вынужден был уступить немцам страну вендов, исключая Рюгена и Нордальбинппу, 1229 г. он потерял Голштинию, в 1238-м Ревель и Ливонию… Наконец, после смерти Вольдемара остальные владения были разделены между его пятью сыновьями. Таким образом, Дания пала тогда, когда немцы с орденами меченосцев и тевтонским и шведы со своей новой династией Фолькунгов в свою очередь выступили на путь крестовых походов и завоевания языческих земель Восточной Европы.

Образование Шведского королевства. Мы виде ли, что Прокопий в VI в. делил обитателей Скандинавского полуострова на тринадцать народов, управляемых каждый своим королем. Это территориальное деление, которому благоприятствовало обилие озер и больших лесов в первобытной Швеции, держалось, вероятно, долгое время. Еще и теперь в нравах и обычаях различных областей Швеции на ходят следы тех первоначальных королевств, которые ис чезли раньше, чем история могла отметить их существование. Первые более или менее достоверные известия изображают Швецию разделенной на две большие части, которые до конца средних веков сохраняют своего рода автономию. Это — собственно Швеция, область озер, и, к югу, Готия, не доходившая до Зунда. Скания и Галланд примыка ли к Дании, Богуслан на западе — к Норвегии; на севере кочевали одни лапландцы.

В какую эпоху соединились Готия и Швеция — мы не можем сказать. Воспоминание о тех временах, когда Готия вела отдельное существование, еще живет в исландских сагах и в англосаксонской легенде о Беовульфе, короле Готии, жившем, по преданию, в VIII в. Как бы то ни было, тогда, когда Анскар посетил Швецию (836), Готия не имела отдельного короля. Зато на соединенном престоле Швеции и Готии короли часто сменялись. В течение нескольких лет Анскар видел трех королей: Бьорна, Анунда и Олафа. Так как трое позднейших королей, из династии Yngligaatten, носят те же имена, то можно думать, что короли, которых знал Анскар, также принадлежали к той династии.

История возвышения этой династии известна нам лишь по неясным преданиям. Мы смутно различаем в них войны мелких королей с более могущественным королем древней Упсалы, главного святилища шведских поклонников Оди на, затем походы в Финляндию, Ютландию и Англию, приведшие в конце X в. к образованию обширной северной дер жавы под властью Эрика Сегерселла (Победоносного).

Достоверная история Швеции начинается лишь с воцарения сына этого Эрика, Олафа Скотконунга. В 1008 г., в Гусаби, в Вестерготланде, он принял христианство вместе с большей частью своего народа. Он привлекал в Швецию англосаксонских мастеровых: первые монеты, чеканенные в Швеции, носят его изображение. Таким образом, он является королем-просветителем, но вместе с тем он и король-воин. Он воюет с Норвегией, завоевывает ее вместе с Данией, но вскоре теряет.

Его потомки сохраняли престол несколько долее века. Весь тот период наполнен гражданскими войнами; быть может, они быда вместе с тем и религиозными войнами. Как бы то ни было, в царствование Сверкера (1133–1152) хрис тианство окончательно торжествует. Основывается множество новых епископств, между прочим, даже в Упсале. По просьбе короля св. Бернард посылает в Швецию монахов основать здесь первые монастыри. Швеция становится вполне христианской страной и готовится в свою очередь выступить в крестовый поход против восточных язычников.

Гражданские войны, вспыхнувшие после смерти Сверкера, несколько замедлили это завоевательное движение, Готия и Швеция отделяются друг от друга; сын Сверкера царствует в Готии, тогда как шведы выбирают себе в короли Эрика, «доброго и богатого крестьянина», как характеризуют его летописи, Впрочем, Эрик правит так же, как правил Сверкер; он носит прозвание Святого или Законодателя, и, подобно Сверкеру, распространяет христианство преимущественно в Финляндии. Здесь издавна существова ли шведские поселения, но лишь с Эрика начинается обращение и завоевание этой страны.

После его смерти снова начинаются междоусобия. В то же время язычники переходят в наступление: обитатели Карелии и Руси нападают на шведские поселения в Финляндии, тогда как венды проникают на озеро Меяар и сжигают древний город Сигтуну, что заставляет короля Канута Эриксона основать новую столицу, Стокгольм (Stoke Holm, остров благочестивых), в местности более удобной для обороны.

В 1222 г. вступает на престол последний мужской потомок Сверкера, Эрик Эриксощ но он лишен всякого влияния. Вся власть перешла к духовенству и к графам, и Эрик держится на престоле среди беспрерывных междоусобий лишь благодаря своему шурину, могущественному графу Биргеру Броза, который, по словам папского легата, посетившего Швецию в 1247 г., является настоящим королем Швеции; в 1250 г. он без затруднений наследует Эрику Эриксону. Это первый шведский король, год смерти которого достоверно известен.

Образование Норвежского королевства. Дания и Швеция были с самого начала государствами с более или менее точно определенными границами, с центрами, указанными географическим положением каждой из них: столица первой лежала на берегу озера Мелар, второй — на берегу Зунда. Напротив, первобытная Норвегия занимала огромное береговое пространство, гораздо большее, чем занимает она в настоящее время. На севере Норвегия доходила до Биармии, до берегов Белого моря; на юге — простиралась вдоль берегов Каттегата почти до датской Скании. Она не имела центра: наиболее плодородные и наиболее густо населенные равнины прилегали к заливу Христиании и Швеции; более оживленное западное побережье жило исключительно океаном.

Между тем Норвежское королевство появляется на страницах истории почти одновременно с Датским и Шведским; в этом следует, может быть, видеть последствие сношений, в которых издавна стояла Норвегия с англосаксонскими королевствами. Начало объединению Норвегии положил в 863 г. Гаральд Гарфагар (Прекрасноволосый), отпрыск швед ской династии Юнглингов. Он сверг множество мелких князьков (в том числе, по словам легенды, Роллона, осно вавшего затем Нормандское герцогство) и завоевал Ислан дию, Фарерские и Шетлендские острова, Оркады, Гебриды, часть Шотландии и Ирландии и остров Мэн. Подвиги, при писываемые ему, очевидно несколько преувеличены.

Он умер около 933 г., оставив престол своему сыну Гакину, или Гакону Доброму, выросшему при дворе англосаксонского короля Этельстана. Гакон предпринял обращение своих подданных в христианство. На народном собрании в Дронтгейме он объявил, что все норвежцы должны принять крещение, поститься в пятницу и соблюдать воскресенье. Народ возроптал; вспыхнули мятежи, англосаксонские священники были убиты, и Гакон Добрый умер в 950 г., потерпев полную неудачу.

Слава просветителя Норвегии досталась другому потомку Гаральда Гарфагара, Олафу Трюгвасону. Посетив в Новгороде варяжского князя Владимира, побывав затем и в государствах Западной Европы, он около 995 г. вернулся в Норвегию, обратил в христианство всю ее южную часть, но погиб в войне с датчанами. Крещение Норвегии закончил его сын, Олаф Святой.

История Норвегии в XI и XII вв. представляет лишь запутанную вереницу войн; то шведы и датчане, соединяясь, делят между собой Норвегию, то норвежцы завоевывают океанские острова, нападают на Ирландию и вторгаются в Шотландию, правда, без прочных успехов. Трудной из замечательнейших экспедиций этого рода был крестовый поход короля Сигурда в 1183 г. Выйдя из Дронтгейма с 60 кораблями, он отправился на зимовку в Англию, где был хорошо принят королем Генрихом I. Англо-нормандское королевство было тем в более дружественных отношениях с норвежцами, чем хуже были его отношения с датчанами. Из Англии Сигурд отправился в Галисию, поддержал графа Португальского против мавров, попутно разграбил Лиссабон, провел некоторое время на Балеарских островах, погостил в Сицилии у норманнского герцога Рожера, затем отправился в святую землю, взял Сидон и вскоре затем вернулся на Север через Константинополь, где получил богатые подарки от императора, и через Германию. Крестовый поход, продолжавшийся три года, был настоящим походом викинга, с той разницей, что на этот раз норвежцы грабили почти исключительно только мусульман.

В продолжение этого времени Норвегия находилась в цветущем состоянии; ее столица, Дронтгейм, обогащенная торговлей с юго-западными государствами, равно как и с побережьями Биармии и Исландии, была большим городом. Она украшена церквами и посещается огромным количеством людей, пишет Адам Бременский. Действительно, церкви играли большую роль в благоденствии Дронтгейма; в одной из них хранилось тело короля-мученика, св. Олафа. Духовенство сделалось богатым и всесильным; об его влияние постоянно разбиваются усилия королей в XII в., что ведет к упадку этого королевства, которое слишком длинно и слишком узко для защиты и которое поэтому вскоре попадает под власть Дании.