Государственный Русский музей.

Борис и Глеб Середина XIV века. Дерево, темпера. 142,5x94,3.

Икона «Борис и Глеб» является одним из первых памятников московской иконописной традиции. Середина XIV века — время второй волны влияния Византии на русское искусство. Приезжавшие мастера и присылаемые греческие иконы оказали сильнейшее воздействие на сложение древнерусской живописи. Плавность силуэтов и линий, изысканность цветовых градаций, обилие декоративных элементов в украшениях и деталях одежды являются характерными чертами этого периода развития московской школы.

Облаченные в богатые одежды, в княжьих шапках с меховой опушкой братья-мученики представляют собой образ первых русских святых. Летописи подробно повествуют об их трагической гибели в 1015. После смерти великого князя Владимира престол захватил один из его сыновей — Святополк. Желая избавиться от конкурентов на царствование, он решил хитростью убить братьев. Борис и Глеб, не пожелавшие участвовать в братоубийственной усобице, покорно приняли смерть. Последними словами Бориса, старшего по возрасту и изображенного с небольшой бородкой, были: «Как Господу угодно — так и будет».

Мучеников согласно традиции всегда изображали с крестом в руке — символом страданий и несломленной веры. Меч был не только знаком княжеской власти и воинской доблести, в руках невинно убиенных Бориса и Глеба оружие стало напоминанием о мученической смерти.

Борис и Глеб Середина XIV века. Дерево, темпера. 142,5x94,3. Древнерусское искусство. Государственный Русский музей.