Государственный Русский музей.

Исаак Ильич Левитан (1860–1900) Озеро. Русь 1899–1900. Холст, масло. 149x208.

Синтезом всех впечатлений и наблюдений Левитана над природой родной земли стало его последнее монументальное произведение — «Озеро. Русь».

Левитан начал работать над этим полотном в 1899, но путь к окончательному воплощению образа лежал через многие предшествующие годы размышлений и наблюдений, выраженные в десятках этюдов, эскизов и вариантов будущей картины. Мастер вложил в полотно свою любовь к природе родной страны, пронесенную через всю жизнь. Лиризм соединился здесь с монументальностью, а в живописном решении почти импрессионистическое восприятие природного мира соседствует с декоративно-монументальным началом.

Свободное дыхание земли чувствуется в сильном округлом ритме пологих холмов. За озером, на дальнем берегу, — панорама деревень, пашен, лесов. Там белеют стройные колокольни, стоят веселые рощи и даже видны выбеливающиеся на солнце крестьянские холсты, — все это — Россия. Левитан хотел назвать картину «Русь», но сомневался и говорил одному из своих учеников: «… только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Художник наполнил пейзаж торжественно-величественной мелодией бесконечно любимой им русской природы.

Исаак Ильич Левитан (1860–1900) Озеро. Русь 1899–1900. Холст, масло. 149x208. Искусство второй половины XIX века. Государственный Русский музей.