Государственный Русский музей.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) Селедка 1918. Холст, масло. 88,5x58.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — мастер первых десятилетий XX века, в своем творчестве воплотивший образ современной России, надломленной лихолетьем революционных событий.

Натюрморт «Селедка» является своего рода символом эпохи, сосредоточием его бытовых реалий и нравственных ценностей. На пронзительно кричащем ярком куске ткани сиротливо лежат две картофелины и кусок хлеба — полагающийся продовольственный паек во время Гражданской войны. «Герой» полотна — блестящая, масляная селедка — олицетворяет собой известный христианский символ «ихтио», «рыбу», означающую Христа. Художник языком аллегорий указывает на судьбу «блюда», обреченность религии в новом советском государстве и будущее время безбожия. Привлекает внимание и фон натюрморта — Петров-Водкин «разложил обед» на снятой с подрамника картине, изображающей застывшее в вечной красоте и гармонии лицо. Так, «хлеб насущный» оказывается важнее идеалов, заменяя духовную пищу идеологией.

Особенность живописной манеры Петрова-Водкина заключается в сложности ракурса изображенных предметов. Выбранная художником «сферическая перспектива», подчеркнутая нарочитой изломанностью форм, обозначенная светом и выделенная объемом, позволяет зрителю рассмотреть натюрморт сверху, сбоку, что, несомненно, делает его более монументальным, а прочтение — почти планетарным.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) Селедка 1918. Холст, масло. 88,5x58. Искусство конца XIX — первой половины XX века. Государственный Русский музей. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) Селедка 1918. Холст, масло. 88,5x58. Искусство конца XIX — первой половины XX века. Государственный Русский музей.