Государственный Русский музей.

В залах музея.

В залах музея. Государственный Русский музей.

В залах музея.

Торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» состоялось 7 марта 1898. Главным попечителем музея был назначен великий князь Георгий Александрович.

Для постоянного пополнения коллекции учредили специальный художественный Совет и на ежегодно выделявшиеся государственной казной 30 000 рублей (весьма солидные по тем временам деньги) приобретали новые произведения. За десять лет собрание возросло вдвое. В раздел живописи XVIII века поступили, например, знаменитый «Портрет князя Куракина» кисти В. Л. Боровиковского и серия портретов выпускниц Смольного института — «смолянок», исполненных Д. Г. Левицким по заказу Екатерины II. Круг произведений живописи первой половины XIX века пополнился крестьянскими жанрами А. Г. Венецианова, «маленькими» портретами П. А. Федотова, полотнами О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, В. А. Тропинина, А. А. Иванова («Портрет Н. В. Гоголя» и «Сидящие натурщицы на фоне зелени»), ранее представленного только картиной «Явление Христа Марии Магдалине». Из работ современников в музей попали «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, «Витязь на распутье» В. М. Васнецова, многочисленные портреты-этюды для монументального полотна И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета», а также была приобретена серия из 30 декоративных панно, исполненных К. А. Коровиным для Всемирной выставки в Париже.

После национализации частных коллекций и вывоза художественных ценностей из фамильных дворцов и дворянских усадеб живописное собрание музея увеличилось в разы. Так в экспозиции оказались выдающиеся произведения живописи XVIII века, среди которых — картины иностранных живописцев, работавших при императорском дворе и обучавших русских художников, а также обширное собрание произведений эпохи модерна — М. А. Врубеля, М. В. Нестерова, В. А. Серова, мастеров художественных объединений «Мир искусства» и «Голубая роза».

В 1926 был создан отдел, посвященный «искусству новейших течений», целью которого являлось приобретение живописи авангарда (картин К. С. Малевича, Р. Р. Фалька, В. Е. Татлина и других) и нарождавшегося соцреализма. В советское время значительно пополнилась коллекция отечественной скульптуры — помимо национализированных частных собраний и пригородных дворцов в Русский музей передавались также произведения скульптуры из соборов и церквей, художественные надгробия с кладбищ и из усыпальниц.

Следует отметить, что именно музеи — в том числе и Русский — активно противились уничтожению памятников церковного искусства. Благодаря усилиям и самоотверженному труду их сотрудников были спасены уникальные иконы и произведения христианского декоративно-прикладного искусства из многих разрушенных или закрытых храмов. Поступившие на хранение в Русский музей предметы из Кирилло-Белозерского, Соловецкого и Александро-Свирского монастырей составили целый корпус ценнейших памятников древнерусского искусства.

В залах музея. Государственный Русский музей.

Подсвечник из экспозиции музея.

В настоящее время в составе Русского музея — ряд дворцов, где проходят временные выставки и устраиваются специальные историко-художественные и культурологические экспозиции. В 1989 в ведении музея оказался Строгановский дворец (построен в 1753 архитектором Б.-Ф. Растрелли), в 1992 — Мраморный дворец (1768–1785, архитектор А. Ринальди), а в 1995 — Михайловский (Инженерный) замок (1796–1800, архитекторы В. И. Баженов, В. Бренна).

«Над вечным покоем» И. И. Левитана и «Девятый вал» И. К. Айвазовского, «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина и «Демон» М. А. Врубеля, «Сватовство майора» П. А. Федотова и «Черный квадрат» К. С. Малевича — все это Русский музей. Плюс еще 400 тысяч экспонатов — есть что посмотреть!

Подсвечник из экспозиции музея. Государственный Русский музей.

В залах музея.

Древнерусское искусство.

Древнерусское искусство. Государственный Русский музей.

Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Вторая половина XIII века.

Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Вторая половина XIII века. Древнерусское искусство. Государственный Русский музей.

Архангел Гавриил из оглавного деисусного чина («Ангел златые власы»). Вторая половина XII века. Дерево, темпера. 49x39.

Сложение традиций русской иконописной школы происходило с X века под влиянием византийского искусства. Икона «Ангел златые власы» — истинный шедевр коллекции древнерусской живописи. За небольшой период времени русские иконописцы едва ли могли добиться такой тонкости в исполнении образа, а миндалевидный разрез глаз архангела, нехарактерный для жителей Древней Руси, подтверждает предположение и выдает руку греческого мастера. Чуть повернутый в сторону лик указывает на то, что изображение предназначено для иконостаса, в котором согласно канону (правилу изображения и размещения святых) все персонажи должны быть обращены к центральному образу — Спасу Вседержителю.

Именно архангел Гавриил стал провозвестником явления Христа на свет, сообщив Деве Марии в Назарете о том, что она родит Спасителя. Этот сюжет воплотится в композиции «Благовещение», знаменующей в христианстве «начало спасения». Вдохновенная и хрупкая красота архангела является воплощением эстетических представлений церкви. Его образ одухотворен и возвышен. Удивительная нежность и трогательность лика, завораживающий взгляд, полный задумчивости и тихой печали, покрытые золотым ассистом пряди волос (благодаря которым он получил прозвание «Златые власы») создают целостность и гармонию иконного образа.

Архангел Гавриил из оглавного деисусного чина («Ангел златые власы»). Вторая половина XII века. Дерево, темпера. 49x39. Древнерусское искусство. Государственный Русский музей.

Борис и Глеб Середина XIV века. Дерево, темпера. 142,5x94,3.

Икона «Борис и Глеб» является одним из первых памятников московской иконописной традиции. Середина XIV века — время второй волны влияния Византии на русское искусство. Приезжавшие мастера и присылаемые греческие иконы оказали сильнейшее воздействие на сложение древнерусской живописи. Плавность силуэтов и линий, изысканность цветовых градаций, обилие декоративных элементов в украшениях и деталях одежды являются характерными чертами этого периода развития московской школы.

Облаченные в богатые одежды, в княжьих шапках с меховой опушкой братья-мученики представляют собой образ первых русских святых. Летописи подробно повествуют об их трагической гибели в 1015. После смерти великого князя Владимира престол захватил один из его сыновей — Святополк. Желая избавиться от конкурентов на царствование, он решил хитростью убить братьев. Борис и Глеб, не пожелавшие участвовать в братоубийственной усобице, покорно приняли смерть. Последними словами Бориса, старшего по возрасту и изображенного с небольшой бородкой, были: «Как Господу угодно — так и будет».

Мучеников согласно традиции всегда изображали с крестом в руке — символом страданий и несломленной веры. Меч был не только знаком княжеской власти и воинской доблести, в руках невинно убиенных Бориса и Глеба оружие стало напоминанием о мученической смерти.

Борис и Глеб Середина XIV века. Дерево, темпера. 142,5x94,3. Древнерусское искусство. Государственный Русский музей.

Чудо Георгия о змие. Последняя четверть XV века. Дерево, яичная краска. 58,5x43.

Икона «Чудо Георгия о змие» относится к новгородской иконописной традиции, для которой в отличие от владимиро-суздальской или московской были характерны более контрастные и яркие сочетания цветов, четкий рисунок, упрощенные, иногда грубоватые формы. Новгородские иконописцы чаще всего изображали святых, оказывающих помощь в конкретных делах: ратных, торговых или хозяйственных.

Сюжет отсылает к событиям раннехристианской истории. По легенде, в одном из городов Кападокии беспощадный змей грозился уничтожить все население. Городом правил царь-язычник, смеявшийся над верующими в Христа. Когда напуганный чудовищем народ пришел к царю, тот предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, что в свою очередь и он отдаст дочь. Шедшую на погибель царевну увидел рыцарь Георгий и решил спасти. Преисполненный верой, он силой молитвы и своего копья убил змея. Чудо обратило местных жителей к христианству, и, по преданию, все население города приняло крещение.