Государственный Русский музей.

Аркадий Александрович Рылов (1870–1939) Зеленый шум 1904. Холст, масло. 107x146.

Один из любимых учеников А. И. Куинджи, Аркадий Александрович Рылов, обращаясь в своем творчестве к жанру пейзажа, стал ведущим художником первых десятилетий XX века.

Любопытно, что в советское время это полотно было очень популярно, это напрямую связано с годом его создания. По представлениям проводников советской идеологии, Рылов, изображая панорамность и величие русской природы с яркой синевой реки и клочками развевающейся сочной зелени, якобы олицетворял пейзаж охваченной мятежностью и смутой России, а «шум», заявленный в названии картины, трактовался не иначе как ветер революции.

Насколько безобиден был замысел картины и далек от политизированности сам живописец, можно узнать из его воспоминаний: «Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпановывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами».

Аркадий Александрович Рылов (1870–1939) Зеленый шум 1904. Холст, масло. 107x146. Искусство конца XIX — первой половины XX века. Государственный Русский музей.