Галерея Ленбаххаус Мюнхен.

Габриэль Мюнтер (1877–1962) Слушатель (портрет Явленского) 1909. Картон, масло. 49,7x66,2.

Представленная работа — одна из самых известных и удачных в творчестве Габриэль Мюнтер. Мастеру удалось гармонично синтезировать простоту форм с ясностью колористического решения. Она использовала локальные цвета. Полотно производит впечатление кристально чистой выразительности художественных средств. На темнозеленом, будто небрежно закрашенном фоне, справа, в утрированной манере изображен Алексей Явленский. Мюнтер применяет полюбившиеся еще со времен импрессионизма световые и цветовые оптические искажения. Зеленый цвет, выбранный для фона и бороды героя, призван символизировать домашнюю обстановку уюта: насыщенная чернота ночи трансформируется под воздействием теплых оттенков желтого. В центре композиции — увеличенная в размерах, немасштабная настольная лампа, вокруг нее собираются друзья. Левая часть мастерски уравновешена тарелкой и коробкой пронзительного голубого цвета. Интересно узнать о реальной обстановке, в которой писалась эта работа. Дело в том, что Алексей Явленский слыл порывистым, страстным человеком, весельчаком и балагуром с эпизодическими приступами тяжелейшей меланхолии и упадком веры в себя. Он искренне не любил и не понимал теоретических построений, которыми так увлекался его друг и коллега Василий Кандинский. Мюнтер вспоминала: «Явленский был менее интеллектуальным и интеллигентным, чем Кандинский и Клее, и их теории часто запутывали его. Однажды я нарисовала его портрет, который назвала "Слушатель", где был изображен Явленский, с озадаченным выражением на толстощеком лице, вслушивающийся в новые теории искусства Кандинского».

Габриэль Мюнтер (1877–1962) Слушатель (портрет Явленского) 1909. Картон, масло. 49,7x66,2. Габриэль Мюнтер и Алексей Явленский. Галерея Ленбаххаус Мюнхен.