Галерея Ленбаххаус Мюнхен.

Франц Марк (1880–1916) Во время дождя 1912. Холст, масло. 81x105,5.

Франц Марк — художник исполинских сил Вселенной. Он верил, что искусство является «мостом, ведущим в мир духов». Воспитанный в строгой религиозной семье, живописец по христианской традиции считал человека глубоко греховным существом, чей удел — молить Бога о прощении. Он говорил так: «Животные мне казались красивее и чище; нечестивый человек не волновал моих чувств».

Возможности кубизма достигают в представленной работе предельного уровня синтеза с фигуративным сюжетом. Мастер добивается слитности пространства в виде своеобразных «напластований» и «срезов» его элементов. Марк воспроизводит стену дождя. Природа предстает в виде единого организма, а условные цвета, полное отсутствие какого-либо намека на воздушную среду делают эту картину живописным символом самоощущения мастера. Колористическая гамма становится еще более выверенной: в основном использованы красный и зеленый, контрастное сочетание которых создает мир, далекий от реальности. В искаженном водяной стеной пространстве при помощи оттенков голубого, желтого, зеленого и оранжевого Марк пишет эту почти жанровую сценку. Можно разглядеть реальную основу произведения: мужчина и женщина идут по парку или лесу со своей собакой. Она обогнала их и обернулась в ожидании. Фантазия автора делает из этой бытовой сцены нереальную картину, где каждый, даже самый маленький элемент вырастает до гигантских масштабов. Он «строит» собственный мир видений, ощущений, воспоминаний и образов, полагаясь на внутреннее чутье художника. Интенсивный колорит, виртуозное мастерство композиционного решения позволяют многим зрителям разделить с Марком его визионерские откровения.

Франц Марк (1880–1916) Во время дождя 1912. Холст, масло. 81x105,5. Франц Марк. Галерея Ленбаххаус Мюнхен.