Галерея Ленбаххаус Мюнхен.

Алексей Явленский (1864–1941) Портрет танцора Александра Сахарова 1909. Картон, масло. 69,5x66,5.

Когда Борис Терновец, один из известных отечественных художественных критиков первых десятилетий XX века, увидел этот портрет, он показался ему «ядовито-болезненным, испорченным, извращенным, женственным». Работа действительно потрясает необузданной экспрессивностью, будто на зрителя смотрит воплощение порока. Портрет ошеломляет своей двусмысленностью: он очень выразителен, мгновенно запоминается и одновременно сбивает с толку. Загадка кроется в неясной функции картины: если это портрет танцора, то почему он представлен в одной из ролей и к тому же сильно загримирован. Если же художник не ставил задачи запечатлеть индивидуальные черты друга, Александра Сахарова, то не является ли образ аллегорическим? Символизирует ли он типичные для первых десятилетий XX века темы театра, переодевания, мистификации, масок?