Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Дирк Боутс (1415–1475) Испытание огнем. Фрагмент.

Дирк Боутс (1415–1475) Испытание огнем. Фрагмент. Искусство XV века. Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Ганс Мемлинг (1433/1440-1494) Мадонна с Младенцем. Около 1467–1470. Дерево, масло. 40x29.

Лирическому дарованию живописца Ганса Мемлинга более всего соответствовала его излюбленная тема — «Мадонна с Младенцем», к которой он обращался неоднократно, в ней же его искусство нашло свое наивысшее выражение. Мемлинг знаменит своими Мадоннами — он создавал их на протяжении всей своей творческой деятельности с неизменным успехом.

Данная «Мадонна с Младенцем» — изящная и нежная, ее розовато-бледное лицо обрамляют золотистые волосы, тонкие руки с длинными, утонченными пальцами едва придерживают Младенца, которого она кормит грудью. Богоматерь излучает спокойствие и очарование. Мемлинг помещает ее в комнату или под своды храма, на горизонте открывается тихий и поэтичный пейзаж с остроконечными башнями готической постройки, ввысь к облакам поднимаются величественные горы.

Полное нежного лиризма и радостной гармонии искусство Ганса Мемлинга по своему мироощущению целиком принадлежит Северному Возрождению.

Ганс Мемлинг (1433/1440-1494) Мадонна с Младенцем. Около 1467–1470. Дерево, масло. 40x29. Искусство XV века. Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Иероним Босх (около 1450–1516) Распятие с донатором. Около 1490. Дерево, масло. 74,7x61.

Не сразу можно узнать в этом камерном произведении руку одного из самых загадочных и изобретательных нидерландских живописцев — Иеронима Босха, чья фантазия была поистине неистощима. Распятие написано на фоне гармоничного пейзажа, преображенного человеческой деятельностью. Высится замок, уютные домики тесно прижаты друг к другу, засеяны поля и проложены дороги, снуют крестьяне, занятые повседневными делами. Христос выступает здесь как олицетворение милосердия и душевной чистоты, кротости и терпения, демонстрируя человеку пример преодоления всех трудностей. Вокруг него — традиционно изображаемые в сценах распятия Мария и апостол Иоанн. Коленопреклоненный донатор — заказчик картины, его личность не установлена, известно лишь имя — Петр. Костюм, в котором он запечатлен, был распространен в XV столетии и указывает, что даритель состоял в придворной свите. Рядом с ним стоит его святой покровитель — апостол Петр с ключами от рая. Неизвестно, одна ли эта картина была выполнена художником или она является центральной частью алтаря, имевшего боковые створки.