Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Иероним Босх (около 1450–1516) Триптих «Искушение святого Антония». Около 1520–1530. Дуб. Центральная панель — 133,5x118, боковые — 130,5x52,5.

В раскрытом виде алтарь посвящен искушению святого Антония в период его отшельничества. Фигуры и предметы, изображенные на триптихе, по-разному трактуются исследователями, но все сходятся в том, что символика Босха посвящена злу и связана с семью смертными грехами. Рассказ начинается на левой створке: черти поднимают святого в воздух, затем его в бессознательном состоянии после падения уносят друзья — двое в монашеских рясах и третий, считается, что он имеет портретное сходство с Босхом. Дьявольские создания вокруг святого в воздухе — рыбы, корабли, жабы, обезьяны и тому подобное — демоны сладострастия, искушающие Антония. Птица-выпь на первом плане слева, пожирающая своего детеныша, является пародией на христианский символ изображения церкви в виде пеликана, своей кровью кормящего детенышей. Черт с письмом в клюве, вероятно, навеян народной театральной постановкой.

Главная сцена центральной части — исцеление больных и раздача пищи беднякам святым Антонием, который не замечает их дьявольской сущности. Он стоит на коленях перед алтарем, благословляющим жестом подняв руку над больным. Вслед за калекой к нечестивому причастию спешит музыкант с мандолиной в плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова — символ ереси и зла). Святой появляется второй раз в глубине, в келье, где указывает на распятие как источник спасения от нечистой силы. Отдельные фигуры рядом со святым и группы чертей вокруг главной сцены — погрязшее в грехах человечество. Из огромного красного плода появляется несколько чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе, — явная пародия на ангельский концерт. Нижняя часть композиции занята странными действиями. Под звуки пения беса плывет безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки. На правой створке — сцена искушения святого Антония. Стол и окружающие его демоны — олицетворение греха чревоугодия. Слева от святого — обнаженная женщина, грех сладострастия. Дьяволица является Антонию, стыдливо прикрывая наготу ладонью. Безучастный к соблазнительным видениям святой изображен здесь рыцарем веры, одержавшим победу над силами зла. Эта победа — главная тема правой створки триптиха.

Алтарь пользовался большой популярностью, о чем свидетельствуют многочисленные копии, варианты и повторения с конца XV по XVII век. Возможно, алтарь предназначался для одного из монастырей ордена Святого Антония, монахи которого занимались исцелением больных и благотворительностью.

Иероним Босх (около 1450–1516) Триптих «Искушение святого Антония». Около 1520–1530. Дуб. Центральная панель — 133,5x118, боковые — 130,5x52,5. Искусство XVI века. Королевский музей изящных искусств Брюссель. Иероним Босх (около 1450–1516) Триптих «Искушение святого Антония». Около 1520–1530. Дуб. Центральная панель — 133,5x118, боковые — 130,5x52,5. Искусство XVI века. Королевский музей изящных искусств Брюссель.