Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Питер Брейгель Старший (1525–1569) Перепись в Вифлееме. Фрагмент.

Питер Брейгель Старший (1525–1569) Перепись в Вифлееме. Фрагмент. Искусство XVI века. Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Питер Брейгель Старший (1525–1569) Перепись в Вифлееме. Фрагмент.

Питер Брейгель Старший (1525–1569) Перепись в Вифлееме. Фрагмент. Искусство XVI века. Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Питер Брейгель Старший (1525–1569) Перепись в Вифлееме. Фрагмент.

Питер Брейгель Старший (1525–1569) Перепись в Вифлееме. Фрагмент. Искусство XVI века. Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Федерико Цуккаро (1540/1541-1609) Штудии борзой собаки 1563–1564. Красный и черный мел на бумаге. 13,7x20,7.

Федерико Цуккаро — художник и теоретик искусства, крупнейший представитель позднего римского маньеризма. Карьера итальянского мастера тесно связана с именем его старшего брата Таддео Цуккаро (1529-1566), учеником и помощником которого он был. Братья создавали красочные монументальные циклы в римских лоджиях, виллах и церквях. Живопись в их работах объединяла сложные символические арабески с тонкими наблюдениями реальности, изломанность маньеризма с простой логикой композиционной структуры.

Этюд борзой собаки — подготовительный эскиз к одной из монументальных аллегорических или исторических росписей, которые создавал художник. Цуккаро увлек облик животного, он фиксирует его анатомические особенности, два раза повторяет голову — сначала в трехчетвертном повороте, затем в профиль. Рисунок играл важную роль в работах мастера. В своем трактате «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607) он утверждает, что рисунок и разум тождественны. Рисунок у Цуккаро — олицетворение формы и порядка. Он подразделяется на «внутренний» и «внешний». Первый — когда художник в своем воображении создает то, что им задумано, и потом лишь переносит видение на полотно или бумагу. Для Цуккаро основная цель творчества в максимально точной передаче образа, рожденного сознанием. Второй — «внешний рисунок» — он определяет как «простое очертание любой вещи». Цуккаро считал, что необходимо заменить реальное и подлинное субъективным способом видения, поставить искусство выше природы во имя оригинальности, фантазии и художественной выдумки.

Федерико Цуккаро (1540/1541-1609) Штудии борзой собаки 1563–1564. Красный и черный мел на бумаге. 13,7x20,7. Искусство XVI века. Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Пауль Бриль (1554–1626) Лесное озеро 1595–1600. Бумага, карандаш, тушь, акварель (смешанная техника). 20,1x17.

Пауль Бриль, мастер станковой и фресковой живописи, сыграл важную роль в развитии европейского пейзажа. Художник родился в Антверпене, в двадцать с небольшим лет переехал в Италию к старшему брату Матиасу и плодотворно работал, создавая росписи в римских палаццо. Постепенно интерес Бриля концентрировался лишь на области пейзажа. Он начинает писать немного фантастические видения природы, своеобразные пейзажные ведуты.

В данном произведении, как и во многих других, похожих по композиции, мастер выбирает определенный уголок природы и сосредоточивается на передаче его особенностей. Левый край рисунка обрамляет могучее дерево, которое будто приветствует зрителя и вводит его в лесную чащу. Выбор определенного ракурса — ниже и ближе — создает впечатление присутствия внутри этой работы. Бриль не забыл и фламандскую традицию: изобилие листвы или воды на первом плане наглядно говорит, что автор — северный мастер. Художник так тщательно изображает и передает строение каждого листочка, ветки и коры деревьев, что охотник с собаками становится вторичным элементом композиции и даже немного теряется в окружающей его природе. В отличие от предшественников Бриль под влиянием итальянских мастеров на своих полотнах стремился к единству освещения и тем самым значительно развил искусство пейзажа. Элементы первого плана прописаны ярко и сочно, более нежен второй план, а задний фон очерчен легко и мягко, едва заметно. Мастерский, точный рисунок художника выдает в нем гравера — передача объема с помощью светотеневой моделировки происходит лишь благодаря утолщению линии.

Пауль Бриль (1554–1626) Лесное озеро 1595–1600. Бумага, карандаш, тушь, акварель (смешанная техника). 20,1x17. Искусство XVI века. Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Джузеппе Арчимбольдо (1526–1593) Аллегория воды 1566. Холст, масло. 63x53.

Итальянский мастер, которого часто считают предшественником сюрреализма XX века, много и плодотворно трудился для династии Габсбургов, восхищавшейся его удивительными произведениями. Однако после смерти художника его полотна томились незамеченными в кладовых и запасниках, скрывались в частных собраниях более трехсот лет и до 1920-х были практически неизвестны широкой публике.

Картина «Аллегория воды» принадлежит к серии, состоящей из четырех «стихий», наряду с «Огнем», «Землей» и «Воздухом». Арчимбольдо в причудливом портрете, составленном из морских и речных обитателей, ракушек и жемчуга, иносказательно назвал императора Рудольфа повелителем и владыкой одной из четырех стихий. Принимая во внимание, что природные трансформации напоминали алхимические превращения, — это был весьма лестный для Рудольфа намек на его одержимость опытами и поисками философского камня. При разглядывании картины у монарха возникал клубок ассоциаций — научных, мифологических, литературных, и это было явно приятным времяпрепровождением для чудаковатого властителя Праги.