Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Фернан Кнопф (1858–1921) Воспоминания 1889. Бумага, пастель. 127x200.

Бельгийский символист Фернан Кнопф в данном монументальном полотне показал попытку человеческого разума воссоздать нематериальные воспоминания, фрагменты различных периодов времени, которые возникают в сознании. Философ XX века Анри Бергсон предполагал, что воздействие памяти может быть настолько велико, что становится препятствием для подлинного реального наблюдения. Воспоминания, являющиеся темой этой работы, отражают внутренний мир художника, знаменуют окончательный разрыв с единством времени, места и действия.

Для «Воспоминаний», как и для многих других работ Кнопфа, моделью выступила его нежно любимая сестра Маргарита. Чтобы увековечить ее черты и определиться с композицией картины, художник сделал большое количество подготовительных фотоснимков, демонстрируя врожденный вкус к постановке статичных кадров.

Впоследствии фотографии пригодились ему в работе с многочисленными эскизами и рисунками, которые он создавал для каждой фигуры и ракурса, прежде чем начать работать над большим произведением. В «Воспоминаниях» лицо Маргариты повторяется в ликах семи загадочных женщин, неторопливо прогуливающихся по лужайке в неком туманном пространстве. Во время фотосъемок сестре художника приходилось много раз переодеваться, чтобы каждый следующий найденный образ гармонично вписался в общий замысел картины. В итоге Кнопф первоначально соединил кадры с помощью коллажа и только потом на их основе приступил к созданию полноценной работы.

Фернан Кнопф (1858–1921) Воспоминания 1889. Бумага, пастель. 127x200. Искусство XIX–XX веков. Королевский музей изящных искусств Брюссель.