Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Эмиль Ваутерс (1846–1933) Художник Гуго ван дер Гус в монастыре Рооде (Безумие Гуго ван дер Гуса) 1872. Холст, масло. 186x275.

Эмиль Ваутерс — ключевая фигура позднего романтизма в Бельгии. Он, как и многие художники XIX века, черпал вдохновение в национальном прошлом. Кроме того, брат живописца был известным искусствоведом, в 1864 опубликовавшим биографию Гуго ван дер Гуса. Без сомнения, перипетии трагической жизни мастера заинтересовали Ваутерса. В этой знаменитой картине он соединил романтический интерес к психологии, пограничным состояниям человека и роли безумия в художественном творчестве.

Гуго ван дер Гус — чрезвычайно одаренный живописец XV столетия, ушедший в 1475 в августинский монастырь Рооде неподалеку от Брюсселя и проведший там последние годы, омраченные тяжелым психическим заболеванием. Благодаря запискам монаха Гаспара Оффхейса сохранились сведения об этом периоде жизни мастера, который продолжал работать в стенах монастыря и выполнял заказы высокопоставленных особ.

Ваутерс изобразил момент, когда Ван дер Гуса настиг приступ жестокой депрессии и монахи, чтобы облегчить страдания художника, пытались музыкой отвлечь его от мрачных мыслей. Автор записок предполагал, что безумие было послано «божественным провидением» или происходило по естественным причинам — из-за «злобы и зависти, которых так много в человеческом теле». Эта картина, поднимающая проблему творчества и душевных болезней, очень интересовала зрителей. Винсент Ван Гог писал своему брату Тео, что «снова почти дошел до безумия, как Гуго ван дер Гус на картине Эмиля Ваутерса».

Эмиль Ваутерс (1846–1933) Художник Гуго ван дер Гус в монастыре Рооде (Безумие Гуго ван дер Гуса) 1872. Холст, масло. 186x275. Искусство XIX–XX веков. Королевский музей изящных искусств Брюссель.