Королевский музей изящных искусств Брюссель.

Хенрик(Анри) Лейс (1815–1869) Тридцатидневная месса по Берталю де Хазе 1854. Дерево, масло. 90x133,5.

Обретение Бельгией независимости способствовало росту романтического самосознания и интересу к национальному прошлому. В XIX веке возникла целая плеяда исторических живописцев. Бельгийская живопись существовала в тесной связи с французской, вместе с ней переживала периоды романтизма и натурализма, отражая господствующие течения, сохраняя, однако, свой оригинальный стиль.

Сюжет картины «Тридцатидневная месса по Берталю де Хазе» относится к событиям XVI столетия, он основан на легенде, согласно которой Берталь де Хазе, глава гильдии арбалетчиков, умирая в 1512, завещал часовне церкви Пресвятой Богородицы в Антверпене свои военные доспехи, а именно лучшие латы, арбалет и колчан со стрелами и кривой нож. На торжественную мессу собрались родственники и друзья почившего. Неутешная вдова в белом одеянии склонила голову и застыла в молитвенной позе, позади нее расположились дочери и монахиня. Рядом стоит рослый серьезный сын, теперь он — глава дома. Утирает слезы скромный маленький мальчик — младший сын усопшего. Завещанные атрибуты воина аккуратно сложены перед распятием. Однако легенда, которая послужила основой для создания полотна, не подтверждена. По официальным документам было выяснено, что Берталь де Хазе был литейщиком или лудильщиком, в 1473 обвиненным в незаконном клеймении оружия. Опасаясь наказания, он бежал в город Льеж, где и скончался в 1509. Картина написана Лейсом на волне национально-романтических увлечений и поисков героев в местной истории.

Хенрик(Анри) Лейс (1815–1869) Тридцатидневная месса по Берталю де Хазе 1854. Дерево, масло. 90x133,5. Искусство XIX–XX веков. Королевский музей изящных искусств Брюссель.