Национальный музей Джакарта.
Искусство буддизма.
Авалокитешвара. Середина IX века. Фрагмент.
Колокол «Гента» Борободур, Центральная Ява, остров Ява. VIII век. Бронза, отливка. Высота — 30,5.
Одним из обязательных атрибутов буддийского средневекового монастыря является колокол «Гента». Его звон служил напоминанием о расписании, по которому жила обитель. Во дворах монастырей Юго-Восточной Азии располагались специальные небольшие сооружения для установки колокола.
Данный предмет имеет форму перевернутой чаши для подаяния, в нее монах, согласно правилам, определенным Буддой, должен был собирать себе пропитание. Верхняя часть колокола выполнена в виде лотоса, на котором разместились две макары — водных чудовища буддийского пантеона. Изделие украшено рельефным орнаментом в виде гирлянды, состоящей из цветов и лент, — традиционный мотив средневекового буддизма.
Будда в падмасане Борободур, Центральная Ява, остров Ява. VIII–IX века. Камень, резьба. Высота — 106.
Считается, что буддизм появился в Юго-Восточной Азии примерно в I веке, когда буддийские миссионеры из Индии пытались достичь Китая через южные моря. Со временем буддизм стал одной из обязательных составных частей религиозной жизни многих ее народов.
Данная скульптура изображает Будду, сидящего в позе лотоса (в падмасане). Его левая рука покоится на сложенных ногах в положении дхаяна-мудра (жест медитации), правая обращена ладонью наружу в жесте варада-мудра (жест дарения). Лицо Учителя круглое, с правильными чертами, миндалевидные глаза прикрыты. На лбу между бровей — знак (урна) — одна из особых меток Будды (лакшан). Волосы показаны в виде спиралевидных завитков, на темени — выступ (ушниша) — лакшана, символизирующая мудрость. Длинные уши являются чертой иконографиии Учителя, однако эта особенность не входила в канонический набор характерных признаков Будды (80 лакшан), известных по письменным источникам. Такие уши — признак долголетия в индийской традиции, что соответствовало долгой земной жизни Учителя. На Будде монашеский плащ — сангхати, который оставляет открытым левое плечо. Скульптура выполнена в типичной гуптской манере, ставшей преобладающей в иконографии Будды в раннее Средневековье.
Джамбхала Нгепо, остров Ява. VIII–IX века. Бронза, литье, подправка, инкрустация. 365,5x210.
Джамбхала (один из эпитетов Куберы) — божество благополучия и богатства в буддизме махаяны, помогающее людям преодолеть нищету и обеспечить себе хорошую жизнь. Джамбхала изображен в виде полного мужчины с большим животом, сидящего на высокой подушке, которая лежит на троне. Он сидит в царской позе — левая нога положена на подушку, правая свободно спущена с трона (лалитасана). Волосы божества собраны в высокую прическу, увенчанную короной. В его длинных ушах — крупные серьги, на шее, груди и животе — украшения, на предплечьях, запястьях и щиколотках — браслеты. В правой руке персонаж держит плод, в левой — стебель цветка, которые считаются атрибутами изобилия. Под сиденьем трона — два льва. Боковые части его спинки украшены композициями, изображающими хищника (льва?), стоящего на слоне. За головой Джамбхалы — прабха (нимб), а над ней — зонтик, символ царского достоинства. У подножия трона находятся пять кошельков с деньгами, подчеркивающие функции божества, призванного приносить богатство.
Бодхисатва Авалокитешвара Шрагер, остров Ява. Середина IX века. Бронза, литье, подправка, инкрустация. 45x14,5.
Бодхисатва Авалокитешвара — один из самых популярных персонажей буддийского пантеона, воплощение Будды Амитабхи (Будды созерцания). Он изображен прямостоящим на лотосовом троне, расположенном на ступенчатом постаменте. У бодхисатвы овальное лицо с крупными чертами, между бровей — урна, одна из основных меток (лакшан) Будды, благодаря которым он внешне отличался от обычных людей. В данном случае урна, зрачки глаз и губы инкрустированы серебром, что довольно часто встречается в буддийской бронзовой скульптуре. На голове персонажа высокая прическа, украшенная короной (куритамукута) с Буддой Амитабхой.
Правая рука бодхисатвы сложена в жесте защиты — абхай-мудра, левая — в жесте, символизирующем аргументацию (витарка-мудра). На его груди ожерелье, по туловищу проходит шнур брахмана (упавита), на бедрах — юбка дхоти, закрепленная орнаментированным поясом.
Фигура окружена овальным нимбом (мандорлой) с языками пламени, в его основании — две макары (морских чудовища), а на вершине — зонтик (чатра), свидетельствующий о царском достоинстве бодхисатвы.
Манджушри Семонган, остров Ява. IX век. Бронза, литье, гравировка. 160x290.
Манджушри — бодхисатва, олицетворяющий мудрость, один из основных бодхисатв в буддизме махаяны и ваджраяны. Он изображен в виде прекрасного юноши, сидящего в царской позе (лалитасана). У него правильные черты лица, большие глаза (они полуприкрыты), в ушах крупные серьги, на шее массивное ожерелье, на запястьях и щиколотках браслеты, на груди шнур брахмана. На бедрах — юбка-дхоти, орнаментированная полосами, сочетающими розетки и ваджры (громовые стрелы). Правая рука бодхисатвы — в жесте дарения (варада-мудра), на ладони изображена ваджра. В левой руке он держит лотос (падма) на длинном стебле, сам цветок покоится на его плече. Иконография данной статуэтки соотносится с классическим образом Сиддхайкавира Манджушри, обозначающим «совершенного героя». Стилистика работы (моделировка лица, орнамент дхоти) указывает на североиндийское происхождение статуэтки, которая, очевидно, попала в Индонезию вместе с буддистами-паломниками.
Тара Бумиаю, остров Ява. X век(?). Бронза, литье, подправка, инкрустация медью. Высота — 15,5.
Тара — наиболее популярный женский персонаж буддийского пантеона, воплощение беспредельного сострадания. Считается, что она возникла из слезы бодхисатвы Авалокитешвары, оплакивающего страдания мира. Тара изображена в виде женщины, сидящей в падмасане (позе лотоса) на лотосовом троне. У нее овальное лицо, зрачки статуи инкрустированы (серебром?), губы и урна (знак на лбу между бровей) — медью. Правая рука героини покоится в жесте варада-мудра — жесте даяния, проявления щедрости как в духовном, так и материальном плане, левая сложена в жесте витарка-мудра, символизирующем аргументацию, наставление в учении. Высокая прическа Тары украшена богатым головным убором, на ее шее — ожерелье, на запястьях и предплечьях — браслеты, по телу проходит шнур брахмана. На бедрах персонажа — юбка из орнаментированной ткани. На основании статуэтки написана молитва на санскрите — мантра Сиддматрака. Изделие выполнено в технике утраченной восковой модели.
Праджняпарамита Катараджа, остров Ява. XIII век. Камень, резьба. Высота — 126.
Праджняпарамита — женский персонаж в буддийском пантеоне, относящийся к бодхисатвам. Она символизирует совершенную (трансцендентную) мудрость, благодаря которой можно достичь нирваны. Бодхисатва изображена сидящей в позе лотоса (падмасане) на лотосовом троне, установленном на ступенчатом пьедестале. Ее лицо округлое, глаза прикрыты, на лбу — знак (урна, первоначально — пучок волос), одна из 32 великих отметок (лакшан) Будды. Руки героини сложены в жесте дхармачакра-мудра, символизирующем начало проповеди Учения. На голове — высокая прическа, украшенная короной (киритамакута). На шее и груди бодхисатвы — многочисленные ювелирные изделия, на бедрах — длинная орнаментированная юбка, перехваченная богато украшенным поясом. Из-за левой ноги прорастает лотос, его стебель поднимается до плеча бодхисатвы, на цветке покоится прямоугольник, покрытый сетчатым орнаментом. Это книга на пальмовых листьях, имеющая форму вытянутого прямоугольника (пустака), в которой записана «Праджняпарамита-сутра». За головой бодхисатвы — мандорла (эллипсовидный нимб). Эта скульптура была найдена в городе Катараджа — столице королевства Сингарсари (1222–1292). Считается, что она изображает Кен Дедес — жену первого короля Сингасари, легендарного Кен Арока.
Статуэтка мальчика Остров Ява. Середина XV века. Бронза, литье, подправка. 21,5x8,5.
Перед зрителем — бронзовая статуэтка, изображающая стоящего обнаженного мальчика. У него крупные черты лица и короткая стрижка — пряди волос показаны рельефными выступами. На лбу — украшение в виде четырехлепестковой розетки, на груди — ожерелье, на предплечьях и запястьях — браслеты, на талии — веревочный пояс с подвесками. Фигурка обнаружена во время археологических раскопок древнего города Троулан, расположенного в провинции Восточная Ява. В течение XIV–XV веков он был столицей империи Маджапахит (1293–1520) — последнего индианизированного королевства, которое отличалось религиозной терпимостью. На его территории помимо индуистских храмов найдены и буддийские культовые памятники. Наряду с этой бронзовой статуэткой в Троулане было обнаружено большое количество таких же керамических фигурок. Специалисты, занимающиеся искусством и культурой империи Маджапахит, не пришли к единому мнению — кого, собственно, изображают данные скульптурки.