Национальный музей Джакарта.
Крис. Около XIX веко.
Искусство древности.
Ритуальный сосуд(?). Палеолит.
Микролитический топор Сукабуми, остров Ява. Неолит. Халцедон, полировка. 12,7x6.
Белиунг — неолитический миниатюрный топор, сделанный из халцедона. Неолит — новокаменный век — последняя стадия каменного века по современной археологической периодизации. Считается, что это время характеризуется появлением микролитов — небольших каменных изделий, которые использовались как вкладыши при изготовлении мотыг и топоров с рукоятями из органических материалов (кость, дерево). Такие предметы ознаменовывают важнейший этап человеческой деятельности — переход от присваивающего хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство). Между тем, поскольку некоторые народы мира, в том числе ряд племен, населяющих острова Индонезии, до сих пор продолжают пользоваться орудиями труда с применением микролитов, неолит не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а отражает уровень развития культуры. Данный белиунг помимо функционального значения, по всей видимости, мог быть предметом обмена, а также служить сопроводительным инвентарем при погребениях.
Барабан (некара) Остров Сангеанг. IV–II века до н. э. Бронза, литье, пайка. Высота — 83,5, диаметр — 116.
Донгшонская культура — археологическая культура, датирующаяся IV–II веками до н. э., получила свое название от поселения Донгшон на севере Вьетнама. Ареал ее распространения охватывает несколько регионов Индокитая.
Одним из основных атрибутов этой культуры являются бронзовые литые барабаны, значительное количество которых найдено на различных островах Индонезии, в частности, на Бали был обнаружен и самый большой из ныне известных донгшонских барабанов. Очевидно, инструменты использовались в определенных ритуалах, что нашло отражение в их оформлении. Обычно на них изображались фигурки людей, животных, птиц, земноводных, различные растительные орнаменты и многолучевые звезды. Считается, что подобные барабаны применялись в ритуалах, связанных с вызыванием дождя и обеспечением плодородия В центре ударной площадки данного — многолучевая звезда, а по краям восседают фигурки лягушек (сохранились две).
Несмотря на то что прошло уже больше двух тысячелетий с момента создания донгшонских барабанов, некоторые из них до сих пор используются населением Малых Зондских островов.
Ритуальный топор Остров Роти. IV–II века до н. э. Бронза, литье. 89x51,3.
Данный ритуальный топор относится к донгшонской культуре. Очевидно, что, как и знаменитые донгшонские барабаны, такие топоры являлись предметом экспорта, что объясняет их обнаружение в разных частях Индокитая, в том числе и на островах Индонезии. Например, это изделие было найдено на острове Роти.
Форма орудия отчетливо показывает его нефункциональность — изогнутая тонкая рукоять крепится к массивной декорированной розетке, от которой отходит округлое лезвие на узкой перемычке. Розетка покрыта геометрическими знаками, составляющими картину, раскрывающую понимание мироздания представителей донгшонской культуры. Помимо космологических орнаментов на подобных розетках встречаются антропоморфные изображения. Специалисты расходятся во мнениях, кто мог быть изображен на таких топорах — обожествленные предки или боги.