Национальный музей Джакарта.
Ювелирное искусство.
Ожерелье. IX–X века.
Серьги (пара) Деревня Вонобойо, Центральная Ява, остров Ява. IX–X века. Золото, литье, чеканка. Диаметр — 4,8.
В октябре 1990 в деревне Вонобойо на рисовом поле копали канавы для ирригационных каналов. Во время работы один из крестьян наткнулся на керамический сосуд, в котором оказались спрятаны золотые и серебряные изделия. Вес серебряных вещей составлял 2 килограмма, золотых — 14,9. Считается, что ценности принадлежали представителям династии Санджая, правившей королевством Матарам (Центральная и Восточная Ява, Бали). Клад приблизительно датируется временем властвования короля Балитунга (899–911). Найденные сокровища были переданы в Национальный музей в Джакарте.
В состав клада входили различные ювелирные украшения, в том числе восемь пар серег. Представленные имеют форму шестилепестковых цветков, украшенных растительным узором. Несомненно, как в форме, так и в орнаменте изделия сказывается наличие у древнего населения Индонезии различных культов плодородия и растительности.
Ожерелье Деревня Вонобойо, Центральная Ява, остров Ява. XIII–XIV века. Золото, литье, монтаж. Диаметр — 15,5.
В кладе, найденном в деревне Вонобойо, содержалось большое количество ювелирных украшений, в том числе и данное золотое ожерелье. Оно сделано из 38 бусин, выполненных в виде раковин моллюсков в технике литья по восковой модели с последующей подправкой. Идея подобного художественного решения восходит к древнейшему представлению о ценности некоторых видов морских раковин. Известно, что более 200 видов раковин служили денежными единицами в различных регионах мира. Наиболее популярны были раковины каури. Однако бусины на данном ожерелье повторяют форму широко распространенных в южных морях моллюсков Terebra taurina.
Интересно, что до сих пор среди племен папуасов в Новой Гвинее распространена своя ракушечная «валюта», которая строится на раковинах Arcularius callosa. Их очищают, отбеливают, затем просверливают отверстие в устьях и нанизывают на шнуры. В таком виде они и являются «тамбу», что на языке папуасов означает «деньги», «богатство».
Черпак для воды Деревня Вонобойо, Центральная Ява, остров Ява VIII–IX века. Золото, чеканка, монтаж. 6,6x5,7.
Среди предметов, содержащихся в кладе, найденном в деревне Вонобойо, находился золотой черпак для воды. Он сделан из прочеканенного листа этого металла, по разделке и форме имитирующего пальмовый лист. Таким образом, данный сосуд — подражание традиционным ведрам-черпакам, которые изготавливались из скрученных пальмовых листьев и имели бамбуковую ручку.
Идея повторения природных материалов в изделиях из благородных металлов всегда была очень популярна в различных странах Древнего и Средневекового Востока. Очевидно, черпак из клада Вонобойо использовался в каких-то ритуальных целях.
Настоящие ведра-черпаки, сделанные из пальмовых листьев, имеют значительно больший размер и до сих пор используются в повседневном быту на островах Бали, Мадура, Ломбок и Нуса Тенггара.
Ковш Деревня Вонобойо, Центральная Ява, остров Ява. IX–X века. Золото, чеканка, монтаж. Диаметр — 9,1, высота — 7,7, длина ручки — 15,5.
В кладе из деревни Вонобойо находился золотой ковш. Его резервуар сделан в виде половинки кокосового ореха, а ручка представляет собой стилизованную верхушку стебля папоротника. Верхняя часть емкости декорирована тщательно выгравированными цветами лотоса, по краю нанесена надпись с обозначением веса сосуда. Рукоять богато украшена рельефным растительным орнаментом. Исследователи предполагают, что такой предмет, представлявший собой подлинное произведение искусства, использовался для ритуальных целей: из него могли наливать масло на жертвенник или совершать какие-либо церемонии омовения. Показательно, что такие ковши из настоящей скорлупы кокосового ореха и бамбука повсеместно используются в настоящее время в деревнях Явы.
Головной убор Деревня Вонобойо, Центральная Ява, остров Ява. IX–X века. Золото, чеканка, монтаж, кристалл. Высота — 12,5.
Среди вещей, входящих в состав клада из Вонобойо, большой интерес представляет золотой головной убор. Он имеет сферическую форму и имитирует прическу, характерную для иконографии Будды. Согласно буддийской традиции, когда принц Сидхартха покинул дворец и стал странствующим монахом, он обрезал свои ухоженные длинные волосы. Считается, что остриженные короткие волосы закрутились в улиткообразные спирали по часовой стрелке, образовав своеобразную шапку из завитков. Этот изобразительный прием впервые появился в буддийской иконографии в начале IV века и стал одним из самых распространенных в последующее время. На вершине головного убора в лотосовом цветке закреплен прозрачный кристалл (горный хрусталь?), который сопоставляется с другой характерной чертой образа Будды — выступе на темени (ушнише), символизирующем мудрость.
Ложчатая чаша Деревня Вонобойо, Центральная Ява, остров Ява. IX–X века. Золото, чеканка, монтаж, пайка. 14,4x9,3.
Среди более чем тысячи вещей, содержавшихся в кладе Вонобойо, особое место занимает золотая чаша с изображением сцен из знаменитого индийского эпоса Рамаяна. Она имеет ложчатую форму, заимствованную местными ювелирами из репертуара мастеров-торевтов Китая времени правления династии Тан (618–907 н. э.). Стоит отметить, что в свою очередь в Китай эта форма пришла по Великому шелковому пути из Сасанидского Ирана, где ложчатые чаши были необыкновенно популярны в V–VI веках.
Данная емкость сделана из нескольких листов золота, скрепленных между собой. На ее стенках прочеканены различные сцены из Рамяны, в частности, рассказывающие о том, как принц Рама (главный герой эпоса) отправляется на поиски своей жены Ситы, которая была похищена Раваной (его противником). Действие разворачивается на фоне богатого растительного орнамента, он является основой декоративного оформления данной чаши. Технологические приемы, использованные при ее изготовлении, и уровень моделировки демонстрируют высокое развитие мастерства обработки благородных металлов в королевстве Матарам в X веке.
Бадонг. «Пояс верности» Остров Ява XIII–XIV века. Золото, чеканка. 8,4x9,4.
Перед зрителем — золотая орнаментальная пластина в форме сердца, называющаяся бадонг. Она служила своеобразным «поясом верности» в эпоху Средневековья на Яве. В центре пластины изображена сидящая женщина. Лицо героини круглое, с крупными чертами, в правом ухе (видном зрителю) крупная серьга. Правая рука женщины опущена, а левая поднята к лицу. На ее груди ожерелье, на предплечьях и запястьях — браслеты. Героиня одета в орнаментированную юбку-саронг. По сторонам узор из крупных витых листьев, напоминающих раковины. Считалось, что подобные украшения женщины из знатных родов носили, чтобы гарантировать верность своим супругам, пока они отсутствовали во время длительных военных походов или путешествий.
Серьги Остров Ява. XIV–XV века. Золото, литье, пайка. 7,6x3,1.
Золотые серьги в виде причудливо изогнутых фантастических листьев являются археологическим материалом средневековой Явы. Они выполнены в стилистике искусства империи Маджапахит (1293–1520), которое можно рассматривать как вершину декоративно-прикладного творчества архипелага. Оно сформировалось под влиянием буддийской и индуистской изобразительных традиций и, несмотря на последующее мощное воздействие ислама, послужило основой для всего последующего искусства Индонезии вплоть до наших дней.
Фантастические листья отлиты в технике утраченной восковой модели; крючки, благодаря которым серьги закреплялись в ушах, отлиты отдельно и припаяны к ним.
Мамули Остров Сумба. XVII–XVIII века. Золото, чеканка, пайка. 9x8.
Среди населения острова Сумба, расположенного в Индийском океане на западе от Явы, традиционные верования сохраняют свое значение до сего дня. В них важную роль играют особые ювелирные украшения — мамули. Они изготавливаются из золота, которое считается божественным материалом, упавшим в виде звезд с неба. До недавнего времени, когда островитяне практиковали искусственное удлинение мочек ушей, мамули использовались как серьги. Сейчас они служат подвесками, их носят на груди. Изделия имеют форму стилизованных женских гениталий, что указывает на связь с идеей плодородия, рождения. По мнению исследователей, мамули бывают мужского и женского рода, это определяется характером фигурок, расположенных по сторонам. Считается, что такие украшения обладают магической силой, способной убить или вызвать стихийное бедствие. В данном случае в его основании помещены миниатюрные изображения обезьян, которые сидят перед раскрытыми цветками лотосов.
Корона султана Бантены Остров Ява. Около 1700. Золото, литье, ковка, инкрустация (сапфиры, изумруды, жемчуг, эмаль). Высота — 17.
Бантена — провинция, расположенная в западной оконечности Явы, контролирующая переправу на Суматру и пролив между двумя островами. Эта территория всегда имела стратегическое значение для всего архипелага. В период с XVI по XIX век здесь располагался султанат, игравший важную роль в распространении ислама в Юго-Восточной Азии. Эта золотая корона принадлежала правителю Бантены и передавалась по наследству. Она выполнена в виде сферического ажурного каркаса, изображающего растительность, и инкрустирована драгоценными камнями. Навершие по форме напоминает бутон лотоса, его украшенные эмалями лепестки поддерживают крупный изумруд.
После многочисленных попыток в 1832 голландцам удалось завоевать султанат и захватить дворец правителя. Однако целый ряд его регалий сохранился в Индонезии и сейчас демонстрируется в Национальном музее.
Опахало Острова Риау. XVIII век. Золото, серебро, чеканка, ковка. Высота — 54.
Представленное опахало или зонт являлись важнейшими атрибутами восточных владык, одними из символов власти. Представленное опахало, сделанное из золота и серебра, использовалось при дворе правителей султаната Джохор-Риау-Линга. Он был основан в начале XVI века и, пережив смену нескольких династий, просуществовал вплоть до наших дней.
В этом предмете, как и во многих произведениях искусства Индонезии, соединились разные художественные и культурные традиции. Так, он имеет листовидную форму, называющуюся гунунган, характерную для специальных декораций традиционного индонезийского теневого театра вайанг. Такими декорациями изображали горы или другие пейзажи, поэтому гунунган переводится как «гора». В то же время на данном опахале прочеканена арабская благопожелательная надпись, в которой прародителем династии назван святой султан Искандер Зулькарнай. Очевидно, можно по достоинству оценить претензии на древность рода султанов маленького острова, так как имя Искандер Зулькарнай значит Александр Македонский.
Резак для семян пальмы катеху (качип) Бадунг, Западная Ява, остров Ява. Около XIX века. Железо, бронза, литье, ковка, инкрустация. Высота — 11.
Во многих странах Юго-Восточной Азии, в том числе и Индонезии, большой популярностью пользуется бетель — специальная жевательная смесь, состоящая из листьев этого вечнозеленого растения, гашеной извести и семян пальмы катеху. Как сама смесь, так и ее основные ингредиенты имеют различные символические коннотации, в основном связанные с гостеприимством и свадебными обрядами.
Данный инструмент (в Индонезии он называется «качип»), напоминающий привычные щипцы для колки орехов или ручной резак, служит для разрезания твердой кожуры семян пальмы катеху. Он имеет определенное образное решение: длинные изогнутые ручки, представляющие собой рычаги, увеличивающие силу сжатия; неширокое острое лезвие с одной стороны и скрепляющая часть, которую оформляют в виде голов коней или птиц. Этот качип сделан из железа и имеет бронзовую инкрустацию геометрическим и растительным орнаментом. Его скрепляющая часть выполнена в виде головы коня с коротко стриженной гривой.
Трон султана Банджара Южный Калимантан, остров Калимантан. XIX век. Дерево, резьба, золото, чеканка. 124x60.
Султанат Банджар — мусульманское государство, располагавшееся на юге острова Калимантан. Он был создан в 1526 принцем Самудрой, который принадлежал к правящей династии индуистского королевства Негара Дипа. Опасаясь за свою жизнь, он бежал из родного государства в район бассейна реки Барито, где принял ислам под именем Суаринсия. Султанат достиг своего расцвета в XVII веке как один из основных поставщиков черного перца в торговле с европейцами. Как независимое государство он просуществовал до середины XIX столетия, когда голландцы в результате военных действий установили свой протекторат.
Данный трон принадлежал восемнадцатому султану Банджара Адам ал-Васику Биллах бен Султану Сулейману ал-Мутамидулле (1825–1857). Это деревянное кресло с прямой спинкой и небольшими подлокотниками, богато украшенное золотыми накладными пластинами, покрывающими всю спинку, подлокотники и сиденье. Золотые накладки в верхней части спинки декорированы пышным растительным узором.
Трон являлся одним из основных символов правителя наряду с короной, королевским зонтиком и оружием.
Корона Остров Бали, Королевство Бадунга. XIX век. Металл, чеканка, ковка, камни, инкрустация. 35x24.
Со времен Средневековья в центральной части Бали существовало девять небольших королевств, в том числе Бадунга. Данная корона могла использоваться в специальных церемониях, в частности на свадьбе правителя. Между тем не исключено, что она надевалась на актеров, занятых в представлении, называемом «гамбух». Это старейшая форма танца-драмы, существующая на Бали до сих пор. Исследователи относят ее появление к XV–XVI векам и считают прямым потомком ракет — танцевальной драмы времени государства Маджапахитов (1293–1520).
Центральную часть короны украшает множество металлических цветов. Ее тыльная сторона сделана в виде большого треугольника, инкрустированного 175 камнями, в том числе каранг асти — специальным камнем, который служит для отпугивания злых духов. Считается, что такое оформление убора — одна из причин, почему танцоры в представлении гамбух поворачиваются спиной к зрителям.
Корона Восточный Калимантан, остров Калимантан. Середина XIX века. Золото, чеканка, ковка, камни, инкрустация. 22x20.
Это золотая корона (кеторонг) весом 2 килограмма датируется серединой XIX века и, скорее всего, была сделана в период правления султана Мухаммада Сулаймана (1845–1899) местными художниками и ювелирами королевства Кутай, расположенного в верховьях реки Махакан в Восточном Калимантане. Она служила одним из основных символов царского величия и своей формой восходит к коронам древних правителей, которые называются «брунджунгам». Изделие воспроизводит священную мировую гору Меру и богато украшено стилизованной растительностью. К вискам короны прикреплены два крыла, с вершины свисают многочисленные подвески из «сердечек» с декоративными растительными розетками на конце. Изделие инкрустировано драгоценными камнями. Треугольный хвост на тыльной стороне является традиционной чертой индонезийского царского головного убора.
Корона султана Сиака Восточная Суматра, остров Суматра. Вторая половина XIX века. Золото, ковка, пайка, чеканка, инкрустация (алмазы, сапфиры, жемчуг). Высота — 27.
Султанат Сиак (султанат Сиак Шри Индрапура), занимавший восточное побережье острова Суматра, основан в 1 723 раджой Кечиком. Властитель принадлежал к королевскому роду государства Пагаруюнг. Приняв ислам, он объявил себя правителем под именем султан Абдул Джалал Рахмад-шах I. Данная корона принадлежала одному из представителей династии — Шарифу Казиму I, правившему в 1864–1889. Она перешла по наследству Шарифу Казиму II. После провозглашения Индонезии независимой республикой в 1945, в 1946 султанат добровольно вошел в ее состав. Властитель подарил новому государству многие регалии султана, в том числе и корону. Она представляет собой сферический головной убор, украшенный золотыми растительными узорами, подвесками, а также инкрустированный бриллиантами, сапфирами и жемчугом. В центре над тульей — небольшой картуш с арабской надписью, по бокам и на вершине из золотой фольги сделаны стебли лотоса, заканчивающиеся цветками с золотыми лепестками.
Плевательница (пайдон) Острова Риау. Без даты. Золото, чеканка. Высота — 12, диаметр — 19.
Древняя традиция использования жевательной смеси листьев бетеля породила необходимость создания ряда атрибутов, в числе которых специальные резаки для семян пальмы катеху и плевательницы. Дело в том, что при жевании бетеля возникало обильное выделение слюны, и в этой связи для правителя, жевавшего бетель во дворце, изготавливались специальные сосуды-плевательницы, в том числе и золотые. В Индонезии они называются «пайдон».
Данный предмет происходит с островов Риау, расположенных в Южно-Китайском море между Малайзией и Суматрой. Пайдон представляет собой горшок с округлым туловом и широким устьем, имеющим канелированный край. Тулово оформлено растительным орнаментом — стилизованные цветы лотоса в овальных картушах умело прочеканены. Расширяющееся устье также обильно орнаментировано. Считается, что в оформлении данного сосуда сказывается культурное влияние народности бугис, которая в XVII веке приняла ислам.
Украшение така Остров Флорес. Без даты. Металл, резьба, пайка. 10x6,7.
Така — это священное украшение, которое носится в центре ожерелья или прикрепляется по центру головного убора как мужчинами, так и женщинами народа, проживающего на острове Флорес (один из группы Малых Зондских островов). Оно представляет собой два треугольника, соединенных перемычкой, которая закручена петлей. Края треугольников украшены спиралями и несколькими напаянными шариками, сложенными в треугольники. Така является семейной реликвией и передается из одного поколения в другое. Островитяне верят в магические способности данного украшения. Для использования изделия в ритуале его обагряют кровью свиньи, затем спрашивают согласия предков, можно ли воспользоваться его волшебной силой, и только после их ответного знака проводят с украшением различные церемониальные действия.
Браслеты (пара) Остров Сулавеси. Без даты. Бронза, золото, литье, чеканка, гравировка. Диаметр — 16.
Государство Гова было создано в XVI веке на полуострове Южный Сулавеси острова Сулавеси. В 1905 голландцы организовали военную экспедицию на полуостров против этого государства. Данная территория рассматривалась как ключ к завоеванию всей Восточной Индонезии. Представленная пара браслетов происходит из военной добычи, полученной европейцами в результате похода.
Браслеты имеют бронзовую основу, на ней — золотая обкладка, выполненная в виде чешуйчатого туловища дракона, на концах — головы чудища. Существа изображены с разинутыми зубастыми пастями, высунутыми языками. Известно, что, несмотря на принятие ислама, государство Гова отличалось большой веротерпимостью. Среди его населения также были распространены индуизм, местные анимистические культы, христианство. Такая сложная конфессиональная картина затрудняет определение символики драконов на этих браслетах.