Национальный музей Джакарта.

Маска Ханумана Сиребон, остров Ява. XX век. Дерево, резьба, раскраска, золочение, инкрустация. 19x17.

В культуре и искусстве Индонезии важную роль играет классический танец, включающий театрализованные эпизоды из индийских эпосов — Рамаяны и Махабхараты. Его название — «Ваянг-оранг» (буквально «человек-кукла»). Считается, что в XI веке знаменитый король Айрланга поручил одному из своих сыновей создать труппу, которая воспроизводила бы действие традиционного теневого театра. Актеры в таком представлении выступают в масках.

Хануман — божественная обезьяна, сын бога ветра Вайю и обезьяны Аджаны, обладающий множеством волшебных способностей и отвагой. В Рамаяне он — мудрый советник Сугривы (царя обезьян) и преданный друг Рамы и его жены Ситы (главных героев). Хануман помогает Раме искать украденную супругу — отправляется на Ланку, убивая по дороге чудовищ Сурасу и Симхику, сражается с полчищами ракшасов (демонов). В завершении своих подвигов он получает от Рамы в награду дар вечной молодости. Хануман является также героем Махабхараты.

Маска Ханумана Сиребон, остров Ява. XX век. Дерево, резьба, раскраска, золочение, инкрустация. 19x17. Оружие. Театр. Национальный музей Джакарта.