Теософические архивы (сборник).
—
[Посредством отказа от пищи, воды и воздуха, не считая очень небольшого количества, йоги добиваются силы бездвижности.].
Д-р Таннер из Нью-Йорка сам решил доказать, что «это возможно сделать без какой-либо еды – поддерживая жизнедеятельность тела только водой и воздухом в течение сорока дней и ночей», – сказано в американских газетах, и инспирировано это ссылкой на время искушения Христа в пустыне. Однако это особое число «сорок дней» старше христианства и практиковалось более чем одним дохристианским аскетом, благодаря силе древней медицины, которая знала предел человеческой выносливости и прекрасно разбиралась в силе жизненных органов. За этот предел лучше не заходить: пребывая в состоянии полной бездвижности, человек может покинуть этот мир. Тем самым, это высший предел голодания джайна, указанный как «сорок дней»; и мы надеемся представить неоспоримое доказательство в каком-нибудь из следующих номеров, что здесь, в Бомбее есть люди, которые успешно практиковали и переносили сорокадневное голодание. Мы лично знакомы с двумя такими фанатиками. Еще месяц назад подобное заявление не только не было бы принято всерьез, но и определенно отрицалось бы «в качестве оппозиции теории д-ра Таннера, стойко поддерживаемой ортодоксальными американскими врачами».
[У разных животных и человека естественная частота вдохов и выдохов отличается, и согласно приведенной шкале, от него зависит долголетие живых существ. Чем больше количество респираторных движений в минуту, тем меньше жизненный срок. Черепаха делает меньше вдохов и выдохов, ее естественная норма – три дыхательных движения в минуту. «Она живет очень долго: срок жизни черепахи иногда достигает 110 лет».].
Мы считаем, что этот срок занижен. В Коломбо, на Цейлоне, мы видели в саду гигантскую земную черепаху примерно пяти футов длины и трех с половиной ширины, которая, если мы поверим местным жителям, жила в этом месте и была известна голландцам в их лучшие дни. Но это еще ничего не доказывает нам с научной точки зрения.
[Черепаха известна своей способностью долго обходиться без пищи и воды. Она может воздерживаться от еды и дыхания бóльшую часть года, ее нормальный период бездвижности длится до пяти месяцев, во время которых она не дышит, не ест и не чувствует серьезных ран.].
Когда голодание д-ра Таннер продлилось двенадцати дней, врачами были произведены интересные эксперименты, чтобы определить, уменьшилась ли его чувствительность. Вот что пишет «New York Tribune» за 8 июля:
Был задействован анестезиометр, прибор, состоящий из двух острых штырей, расположенных под прямым углом к градуированной шкале, вдоль которой они могут двигаться взад и вперед. Их прикладывали к ступням, лодыжкам, кистям и рукам доктора Таннера. Он почти неизменно был способен определить, один или два конца приложены, даже когда они находились очень близко друг от друга. Он различал такие маленькие расстояния, как три восьмых дюйма, отчего врачи пришли к заключению, что его чувствительность не уменьшилась.
Если бы врачи продолжили свои опыты, они наверняка бы убедились, что он постепенно становился совершенно нечувствительным к физической боли.
[Воздержание от пищи вызывает у животного потерю тепла, которое в свою очередь вызывает сон и благоприятствует бездвижности. «Голодание – обычная практика индусов… Особенно в Бенаресе, средоточии индийских суеверий».].
Обычный здравый смысл вынуждает нас напомнить читателю, что строгие голодания не есть чисто «индийские предрассудки». Римские католики не уступают в этом ни одному сообществу монахов – особенно на Востоке – в непрестанных усилиях «подчинять плоть», добавляя к голоданию самоистязание в виде власяниц и регулярного бичевания. В Индии местные христиане и обращенные римские католики, в качестве искупления после исповеди, стегают себя хлыстом в присутствии их священников, пока «кровь не потечет потоком», согласно словам свидетеля, наблюдавшего подобную сцену не так давно.
[Йог, когда почти уверился, что впадает в состояние транса, ищет пещеру или подземное укрытие, где нет ни вентиляции, ни света или звука, а существует большая возможность покоя и воздержание от животного тепла. Он готовит себе ложе из травы куса, хлопка и овечьей шерсти.].
Хорошо известная особенность змеи жить несколько месяцев подряд без пищи и сбрасывать кожу или омолаживаться и ее чрезвычайное долголетие внушили древним естествоиспытателям и философам мысль, что секрет и инстинктивные привычки змееподобных можно испробовать на человеческом организме, за которым они решили наблюдать. Они обнаружили, что неизменно перед уходом в холодный сезон в свою нору змея обмазывается соком определенного растения, который добывается отламыванием листьев. Это растение – его название держится в тайне раджа-йогами – вызывает без каких бы то ни было значительных приготовлений или специальных тренировок, как в случае хатха-йоги, глубокую кому, во время которой парализованы все жизненные функции и приостанавливаются жизненные процессы. Эта йога научилась регулировать пребывание в таком трансе. Поскольку, когда наступило это состояние, не нарушается спокойствие и не изнашиваются органы, и тем самым не могут «истощаться», как это медленно происходит с ними во время естественного сна, поскольку каждый час обычного сна, наступающего ввиду наступления ночи и служащего для отдыха, отбирается у самого течения жизни. Таким образом, раджа-йогам иногда известно, как прожить двойное или тройное количество лет среднестатистической человеческой жизни и время от времени возвращать молодую внешность на небольшой период времени, а если они ощущают, что становятся стариками – то на целые годы. Так, по крайней мере, они объясняют этот кажущийся феномен. Ибо тот, кто видел подобные случаи – сам убедился, что это утверждение было неоспоримым фактом, а тот, кто при этом совершенно не верит в возможность магии, будь она божественной или диавольской, и полагает, что существование этого невиданного феномена должно объясняться точной наукой и демонстрироваться благодаря естественным силам, не должен совершенно отказываться выслушать какое-либо из правдоподобных объяснений. Оно может быть и слабо правдоподобным, и шансы противоположной выдвинутой теории могут показаться огромными – и все же это не совсем невозможно, и пока у нас не найдется более веская причина отвергнуть это, чем заурядное незнание о существовании такого явления – все это должно быть серьезно обдумано. Как часто точная наука вводит в заблуждение своим догматизмом, и это еще раз доказано последующим поражением ортодоксальных «обычных» врачей, как отмечено в «New York Tribune» и в том же самом случае доктора Таннера.
Следующий отчет, зафиксированный 7-го июля, утверждает:
Доктор Таннер говорит, что кризисная точка пройдена миновал. Этим утром он не испытывал серьезной тоски по пище. Никому не следует на этом основании думать, что проведенная таким образом проверка может привести жизненные органы к способности поддерживать свои функции без пищи. Один из врачей выразил мнение, что д-р Таннер может внезапно впасть в горячку через двенадцать или тринадцать дней после начала голодания. Если такое случиться, это может привести его к смерти в любой момент от тризма челюсти или мышечных конвульсий. Ему можно будет помочь только если это состояние обнаружится вовремя, однако такого шанса может и не представиться из-за его исключительно ослабленного состояния. Сегодня главное изменение в его состоянии – падение температуры, которая в 6 часов пополудни была 98,25. Если она упадет еще на пять градусов, то результат может оказаться фатальным. Доктор по-прежнему решителен и полон надежд.
И все-таки телеграмма из Нью-Йорка позволила нам в предыдущем номере объявить, что доктор Таннер провел без пищи сорок дней и выжил – вот так!