Лингвистические детективы.
Решите сами. В гостях у Пушкина.
Из прочитанного ранее вы теперь хорошо знаете, насколько иногда простой, на первый взгляд, художественный текст оказывается на проверку непростым, какие – самые разнообразные – языковые препятствия, особенности и лингвистические загадки он нередко в себе заключает.
Хочу предложить вам попытаться решить самостоятельно несколько «задачек на лингвистическое комментирование», сделать самим то, что делалось прежде мною.
Если вдруг у вас что-нибудь не получится и языковая загадка останется для вас все же загадкой, обращайтесь за помощью к толковым словарям русского языка (прежде всего к 4-томному академическому «Словарю русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981–1984), затем проверьте правильность по моим ответам, которые даются следом. Но не заглядывайте в них до того, как хорошенько подумаете и попробуете разобраться сами.
Итак, в который раз мы в гостях у Пушкина. Что обозначают выделенные мною курсивом в приводимых отрывках формы, слова или обороты? Как они соотносятся с современными? Определите их лингвистический характер, используя соответствующие термины.
(«Руслан и Людмила»).
(Там же).
(Там же).
(Там же).
(Там же).
(Там же).
(Там же).
(«Погасло дневное светило…»).
(Там же).
(«Воспоминание»).
(«Еще дуют холодные ветры…»).
(«Подъезжая под Ижоры…»).
(Там же).
(«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).
(«Осень»).
(Там же).
(«Туча»).
(«Анчар»).
(Там же).
(«Обвал»).
(Там же).
(«Осень»).
(«Туча»).
Давайте теперь проверим себя и посмотрим, правильно ли выполнено задание. Вот краткие ответы. Надеюсь, что многие из них вам были нужны только, чтобы убедиться, что на вопросы вы ответили верно.
1. О заре – «на рассвете», предложный падеж с устаревшим временным значением. Брег – «берег» (ср. в «Евгении Онегине»: «Родился на брегах Невы» и «На берегу пустынных волн стоял он, дум высоких полн» в «Медном всаднике»).
2. Гридница – «особое помещение в княжеском доме для приема гостей или пребывания воинов». Историзм.
3. Побежденный – произношение со звуком [е], а не [ʼо] (вместо побеждённый) обусловлено необходимостью рифмовки с прилагательным надменный и является одной из поэтических вольностей.
4. От меду (вместо от меда). Родительный падеж на – у в начале XIX в. в склонении вещественных существительных был литературной нормой. Сейчас воспринимается уже как просторечная форма.
5. Боле – «больше», старая форма сравнительной степени к прилагательному болий – «большой».
6. Дерев – «деревьев», старая форма родительного падежа от дерево, очень распространенная в поэзии XIX в.
7. На скалах (вместо «на скалах»), устаревшее ударение на окончании в поэтическом языке XVIII–XIX вв., которое было характерно для многих существительных женского рода на – а. Одна из поэтических вольностей в области ударения. В устной речи в это время безраздельно господствовало современное ударение на корне.
Зубчаты – «зубчатые». Данное прилагательное является усеченны прилагательным, а не кратким. Последнее в русском языке всегда выступает в качестве сказуемого как его именная часть. Здесь же оно выполняет роль определения. Усеченные прилагательные в русской поэзии первой четверти XIX в. – одна из самых частых вольностей, служивших размеру.
8. Погасло дневное светило – «солнце», перифраза. Ветрило – «парус».
9. Отечески – «отеческие», усеченное прилагательное.
10. Смертный – «человек», для смертного – «для людей», архаизм.
Стогна – «площади», град – «город», старославянские по происхождению слова, характерные для поэтической речи XVIII–XIX вв.
Полупрозрачная наляжет ночи тень – «наступит ночь», перифраза.
11. Утренни – «утренние», усеченное прилагательное (см. выше).
12. Воспомнил – «вспомнил», вокализованная форма церковнославянского происхождения, употребляемая Пушкиным как одна из поэтических вольностей фонетического характера, взоры – «глаза».
13. Прежню – «прежнему», усеченное прилагательное (см. выше).
14. Година – «час», грядущая – «будущая», годовщина – «время».
15. Обув железом острым ноги – «одев коньки», индивидуально-авторская перифраза А. С.Пушкина.
16. Покрыты – «покрытые», усеченное прилагательное (см. выше).
17. Сокройся – «скройся» (см. выше: воспомнил).
18. Раскаленный – с [ʼэ], а не с [ʼо] того же характера и по той же причине, что и побежденный (см. выше).
19. Потек – «пошел» – с [ʼэ], а не с [ʼо] (потёк) ввиду рифмовки с человек.
20. Скалъь (см. выше о предложно-падежном сочетании на скалах).
21. Ледяный – «ледяной», с суффиксальным ударением, как дневное (сейчас – дневное).
22. Хлад – «холод», старославянское неполногласие, используемое как поэтическая вольность, дающая выигрыш в один слог.
23. Древес – «деревьев». Старая форма основы с суффиксом – ес– во множественном числе, подобная словам небес, чудес. В XVIII–XIX вв. является частой грамматической приметой поэтического языка. Употреблена здесь для рифмовки со словом небес.