Национальный художественный музей Мехико.

Живопись XIX века.

Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Мануэль Окаранса. Шалости любви. 1877.

Мануэль Окаранса. Шалости любви. 1877. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Неизвестный мастер Кухня Пуэблы. Без даты. Холст, масло. 62x100.

В искусстве Мексики XIX века успешно развиваются светские жанры, к которым относится и натюрморт. Но этот традиционный для европейской живописи жанр принимает у латиноамериканских художников специфический характер, отражающий особенности местного бытового уклада. Неподписанная работа мастера из района Пуэблы, где сформировалась самобытная живописная школа, — прекрасный пример. На простом столе, накрытом салфеткой, расставлены блюда с яствами, расписной керамический кувшин, стеклянная емкость с молоком и чашка с шоколадным напитком, разложены выращенные в этой местности плоды. Во многие традиционные блюда мексиканской кухни добавляют перец чили, что делает их острыми. Представленные предметы создают особый, национальный колорит натюрморта. Выбрав для композиции нейтральный темный фон, мастер использует яркие и насыщенные краски, изображая мясо под соусом, выпечку и овощи, украшенные зернами граната, зеленью и орехами.

Неизвестный мастер Кухня Пуэблы. Без даты. Холст, масло. 62x100. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Рафаэль Ксимено и Планес (1759–1825) Чудо с источником 1809. Холст, масло. 72x84.

Уроженец Валенсии, Рафаэль Ксимено и Планес приехал в Новую Испанию в 1794, чтобы возглавить художественное отделение недавно открывшейся Академии Сан-Карлос. За годы работы в Мексике он создал ряд портретов и многофигурных композиций, к числу которых относится картина на сюжет легенды о явлении Девы Марии Гваделупской (названной так по городку Гваделупа). Новообращенному в христианство индейцу «сиявшая как солнце» Мадонна сообщила о своем желании, чтобы на вершине холма Тепейак был построен храм. После того как епископ поверил в реальность явления Девы, увидев ее нерукотворный образ, он сам отправился на холм в сопровождении Хуана Диего, очевидца чуда. Точное место строительства храма, указанное Мадонной, было установлено благодаря бьющему из земли источнику целебной воды.

Композиция выстроена согласно принципам академической живописи. Главный объект — чудесный источник — размещен в центре полотна и акцентирован жестами персонажей. Рядом можно видеть двух главных героев повествования: первого архиепископа Мексики Хуана де Сумаррагу, прижавшего руку к груди, и опустившегося на колено Хуана Диего. Напротив него один из индейцев пьет воду, зачерпнув ее рукой. На все происходящее взирает с облаков сама Дева Мария Гваделупская, стоящая на месяце в окружении херувимов. Созданные мастером образы идеализированы в духе классицизма, облачения некоторых индейцев напоминают античные одеяния.

Рафаэль Ксимено и Планес (1759–1825) Чудо с источником 1809. Холст, масло. 72x84. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Хосе Мария Васкес (работал в первой четверти XIX века) Портрет сестры Марии Антонии дель Корасон де Хесус 1814. Холст, масло. 103x80,5.

Женщины в колониальный период истории имели не слишком широкий выбор жизненного пути, многим из них была уготована дорога в монастырь. Так, «десятая муза Мексики», поэтесса Хуана Инес де ла Крус, произведения которой стали ярчайшим явлением в литературе эпохи, «замыслила похоронить себя, свое имя и вместе с ним и свой разум в обители» и посвящала дни поэзии и науке, приняв постриг. Уже во второй половине XVII века в регионе насчитывалось свыше двадцати женских монастырей. В Новой Испании сложилась традиция писать портреты девушек в день принятия ими монашеских обетов. Эти картины предназначались для семей невест Христа и напоминали родственникам об удалившихся от мирской жизни.

Хосе Мария Васкес — один из первых классицистов в латиноамериканской живописи. В отличие от художников предшествующих поколений, изображавших будущих монахинь в барочно-пышном антураже, с высокими прическами, в цветочных украшениях и роскошных коронах, мастер написал представительницу ордена Непорочного зачатия более строго: в белом одеянии, с длинными четками и бревиарием в руках. На груди сестры Марии Антонии — круглая пектораль с образами святых.

Хосе Мария Васкес (работал в первой четверти XIX века) Портрет сестры Марии Антонии дель Корасон де Хесус 1814. Холст, масло. 103x80,5. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Хосе Мария Эстрада (1810(?)-1862(?)) Портрет Мануэлы Гуттиерес 1838. Холст, масло. 97x71.

Творчество Хосе Марии Эстрады занимает важное место в портретной живописи Мексики второй трети XIX века. Манеру мастера отличает своеобразие, обусловленное влиянием народного искусства. Художник предпочитает локальные цвета, не стремится использовать классические приемы построения пространства и объемной формы, иногда жертвует правильностью пропорций ради выделения наиболее важных мотивов. Девочка с наряженной куклой, одетая в платье из тонкой, почти прозрачной ткани, жестом подзывает пуделя. Изображение собаки традиционно считается символом верности, но в детских портретах также может быть интерпретировано как метафора дисциплины и повиновения, которым надлежит обучить ребенка в процессе воспитания. В целом аксессуары, выбранные живописцем для его маленькой модели, соответствуют детским портретам, созданным европейскими художниками того времени. Так, ожерелье и серьги из коралла — не просто украшение, но и оберег, амулет. Пол в шахматную клетку можно видеть и в ряде других детских портретов Эстрады.

Хосе Мария Эстрада (1810(?)-1862(?)) Портрет Мануэлы Гуттиерес 1838. Холст, масло. 97x71. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Неизвестный мастер Смерть Бернардины Мадруеньо 1852. Холст, масло. 105,2x162,2.

Большой интерес представляет особый пласт изобразительного творчества мексиканских художников-примитивов, имена которых остаются неизвестными. Широкой популярностью в народе пользовались созданные ими семейные портреты, сцены, изображающие молящихся перед иконами о выздоровлении больных или представляющие родственников у одра покойного. Эти работы отличают простота исполнения, лаконизм колорита, наивность и непосредственность образов.

Полотно из собрания музея призвано увековечить память безвременно ушедшей из жизни Бернардины Мадруеньо. Стоящий в центре высокий мужчина с кувшином и стаканом в руках — по-видимому, брат покойной, заказавший картину: его скорбь от потери близкого человека отражена в надписи, начертанной под изображением. Манера анонимного мастера из региона Халиско напоминает живопись Хосе Марии Эстрады.

Художник искажает пропорции тела Бернардины, игнорирует глубину пространства, расположив фигуры вдоль линии переднего плана, но при этом педантично воспроизводит детали одежды и стремится передать портретное сходство.

Неизвестный мастер Смерть Бернардины Мадруеньо 1852. Холст, масло. 105,2x162,2. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Хуан Кордеро (1822–1884) Портрет донны Долорес Тоста де Санта-Анна 1855. Холст, масло. 210x154,3.

Хуан Кордеро, изучавший принципы академической живописи в Риме, известен как автор ряда станковых и монументальных работ, композиций на исторические и бытовые сюжеты, а также портретов. К числу наиболее известных его картин принадлежат парадные изображения генерала Антонио Лопеса де Санта-Анна, занимавшего пост президента Мексики в общей сложности одиннадцать раз, и его второй супруги Долорес Тоста де Санта-Анна. Художник представляет молодую красавицу в роскошной обстановке интерьера Национального дворца (официальной резиденции президента), готовой к торжественному приему или выходу в свет. Ее платье и прическа декорированы нитями жемчуга, цветами и листвой, в руках женщина держит кружевной платок и пуховый веер. Драгоценную диадему украшает изображение орла, входившее в государственную символику.

Хуан Кордеро (1822–1884) Портрет донны Долорес Тоста де Санта-Анна 1855. Холст, масло. 210x154,3. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Сантьяго Ребулл (1829–1902) Жертвоприношение Исаака 1857. Холст, масло. 273x186.

Сантьяго Ребулл, выпускник мексиканской художественной Академии Сан-Карлос, в 1850-х продолжил обучение в римской Академии Святого Луки. В собрании музея хранится принадлежащая его кисти работа «Жертвоприношение Исаака». Чтобы испытать силу веры Авраама, Господь приказал ему принести в жертву всесожжения единственного ребенка. Не смея ослушаться, мужчина привел сына на место, связал его и положил на приготовленный жертвенник. Но в момент, когда он взял в руку нож, ангел воззвал к нему с неба: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:12). Посмотрев вокруг, Авраам увидел заплутавшего в чаще овна и заколол его. Этот ветхозаветный сюжет в христианской традиции воспринимался как прообраз принесения Богом в жертву Иисуса Христа. Согласно академическим канонам, мастер представил библейских персонажей, воплощающих идею верности долгу и покорности высшей воле, в идеализированных образах. Тела Исаака и ангела напоминают мраморные статуи, их белизна подчеркнута золотисто-желтым цветом одеяния Авраама.

Сантьяго Ребулл (1829–1902) Жертвоприношение Исаака 1857. Холст, масло. 273x186. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Луис Кото (1831–1894) Вид в Сан-Кристобаль Ромита 1857. Холст, масло. 72x98.

Луис Кото — выдающийся художник Мексики второй половины XIX века. Ученик Еугенио Ландесио прекрасно усвоил приемы академической пейзажной живописи и в 1855 стал профессором Академии Сан-Карлос. Мастер часто вводит в пейзаж архитектурные постройки и изображения людей. Наполнено жизнью и данное произведение: на переднем плане помещены фигуры трудящихся крестьян, женщина разнимает повздоривших мальчишек, чуть дальше — стройная девушка с кувшином, еще одна работница сидит на земле у входа в хижину, из дверного проема которой струится дым. Жанровый оттенок полотну придают и другие бытовые черты — глиняный горшок, разложенные на низком краю соломенной крыши одежда и сомбреро. На втором плане возвышается церковь с колокольней, а вдали — синие силуэты гор. Вид в Сан-Кристобаль Ромита запечатлен в ясную погоду, что позволило автору использовать насыщенные, праздничные краски: зеленые кроны деревьев эффектно смотрятся на фоне ярко-голубого неба с пышными белыми облаками.

Луис Кото (1831–1894) Вид в Сан-Кристобаль Ромита 1857. Холст, масло. 72x98. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Хосе Хименес (работал в XIX веке) Внутренний двор хоровой школы Кафедрального собора 1857. Холст, масло. 81x106.

В мексиканской архитектуре укоренилась традиция устройства внутреннего двора (атрия) как светских, так и культовых зданий. Уютный уголок внутреннего двора хоровой школы Кафедрального собора с тенистым деревом, фонтаном и цветущим кустарником в центре изображен молодым живописцем Хосе Хименесом. Наследие творца, ушедшего из жизни в возрасте 29 лет, невелико, но его работы отличаются высоким уровнем художественного мастерства. У фонтана можно видеть хористов в красных одеждах, под крышей павильона расположились люди в светских нарядах, возможно, это родственники учащихся. Еще два персонажа менее заметны на первый взгляд — один стоит в тени дверного проема, другой — среди колонн галереи на втором этаже. Хименес передал особенности местного колорита: типичная латиноамериканская растительность, традиционная соломенная шляпа на одном из героев, детали архитектурного декора исторического здания. Работа пользовалась большим успехом на X выставке Академии Сан-Карлос.

Хосе Хименес (работал в XIX веке) Внутренний двор хоровой школы Кафедрального собора 1857. Холст, масло. 81x106. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Мануэль Окаранса (1841–1882) Любовь колибри 1869. Холст, масло. 145x100.

Творчество Мануэля Окарансы стало заметным явлением в мексиканском искусстве второй половины XIX века. Его работы отличают мастерское владение рисунком и тонкость колорита, а образы часто несут оттенок сентиментализма.

Цветок лилии — мотив, объединяющий две картины конца 1860-х: «Любовь колибри» и «Увядший цветок». Несмотря на то что сам художник не проводил смысловых параллелей между ними, критики посчитали произведения «двумя частями одной поэмы». Из оплетенной стеблями растений рамы окна юная девушка в белом платье с умилением смотрит на птичку, порхающую у лилии. К груди она прижимает сложенный листок — возможно, письмо от поклонника. Во втором сюжете героиня меланхолически взирает на небеса, стоя рядом со сломанным цветком. Лилия традиционно считается символом чистоты и в религиозном искусстве ассоциируется с непорочностью Девы Марии, в данном случае может символизировать добродетель и неискушенность юности и их утрату. Романтический символизм придает жанровым сценам смысл моральной аллегории.

Мануэль Окаранса (1841–1882) Любовь колибри 1869. Холст, масло. 145x100. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико. Мануэль Окаранса (1841–1882) Любовь колибри 1869. Холст, масло. 145x100. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Луис Монрой (1845–1918) Последние мгновения Аталы 1871. Холст, масло. 120x162.

Данная картина вдохновлена опубликованным в 1801 романом французского писателя-романтика Франсуа-Рене де Шатобриана «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне». Согласно замыслу автора, действие драматической истории, рассказывающей, как опасна экзальтация и непросвещенность в вопросах веры, происходило в Северной Америке. Принявшая крещение дочь испанца и индианки Атала, рискуя собственной жизнью, спасла от жертвенного костра пленника по имени Шактас. Она подкупила подарками жреца, напоила охранников «огненной водой» и ночью бежала вместе с возлюбленным. Но этому чувству не суждено было иметь счастливый конец: чтобы не нарушить данный обет посвятить жизнь Царице Небесной, девушка приняла яд. Художник изобразил роковой момент, когда умирающая Атала узнала от священника, что христианская вера не требует жертв, превышающих человеческие силы: слишком тяжелое для юной души обязательство могло быть снято. Темную пещеру озаряет огонь, зажженный отшельником, и в его свете зритель видит бледное лицо красавицы, смертным одром которой служит постель изо мха, снятого с кипарисов. Рядом с ее челом — цветок магнолии, сорванный Шактасом в надежде, согласно верованиям его народа, что душа младенца с каплей росы снизойдет в его лепестки и счастливый сон вложит ее в грудь той, кого он собирался взять в жены. Молодой индеец, простерший руки в отчаянии, принял крестик добродетельной девушки, который она просила сохранить в память о ней.

Луис Монрой (1845–1918) Последние мгновения Аталы 1871. Холст, масло. 120x162. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Луис Монрой (1845–1918) Милосердие римлянки 1873. Холст, масло. 244x173.

Сюжетом картины стал эпизод из истории Древнего Рима, приведенный в сочинении писателя I века Валерия Максима «Достопримечательные деяния и высказывания» как запоминающийся моральный пример почтительного отношения к родителям. Пожилой человек был оставлен в заключении без пищи и страдал от голода. Тогда дочь, пришедшая навестить осужденного отца, как ребенка, накормила его молоком из своей груди. Поступок молодой римлянки по имени Перо считался образцом проявления дочерней любви и милосердия. В Новое время эта история относилась к числу наиболее востребованных в живописи сюжетов.

Холст с успехом демонстрировался на выставке в Новом Орлеане в 1884 и стал одной из наиболее известных работ выдающегося выпускника Академии Сан-Карлос Луиса Монроя.

Луис Монрой (1845–1918) Милосердие римлянки 1873. Холст, масло. 244x173. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Феликс Парра (1845–1919) Галилео Галилей демонстрирует новую астрономическую теорию в Падуанском университете 1873. Холст, масло. 166,9x184,5.

Феликс Парра является автором оригинальных работ в историческом жанре живописи. Особенно интересовали художника события времен конкисты и раннего колониального периода истории Новой Испании.

В основе данного живописного произведения лежит полемика между теологией и научной мыслью, основанной на эмпирическом знании. Знаменитый итальянский физик, астроном, математик и философ Галилео Галилей (1564–1642) совершил ряд открытий в области астрономии и механики. Узнав об изобретении инструмента, способного приближать отдаленные предметы, он усовершенствовал его и сделал телескоп, с помощью которого изучал строение звездного неба. Его труды, доказывавшие верность учения Коперника, восстановили против него приверженцев системы Птолемея и теологов, считавших гелиоцентрическую систему мира противоречащей Священному Писанию. Разногласия с Церковью привели к процессу по обвинению Галилея в ереси. По легенде, после отречения от теории о движении Земли вокруг Солнца пожилой ученый произнес фразу, ставшую крылатой: «Е pur si muove» («И все-таки она вертится»). В Падуанском университете Галилей преподавал с 1592 по 1610, занимая должность профессора математики; этот период в его деятельности считается наиболее плодотворным. Создавая образ одного из основоположников научного естествознания, Ф. Парра ориентировался на известные портреты Галилея. Действие разворачивается в библиотеке университета, где учитель объясняет свою теорию монаху, используя циркуль и глобус.

Феликс Парра (1845–1919) Галилео Галилей демонстрирует новую астрономическую теорию в Падуанском университете 1873. Холст, масло. 166,9x184,5. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Эрменхильдо Бустос (1832–1907) Натюрморт с плодами, скорпионом и лягушкой 1874. Холст, масло. 43,3x35,3.

Эрменхильдо Бустос известен как автор ряда портретов, композиций на религиозную тематику и нескольких натюрмортов. Большая часть его работ маслом выполнена на медных пластинах. Творивший в разных жанрах мастер не получил столичного академического образования, его оригинальный художественный язык складывался в рамках провинциальной живописной школы региона Гуанахуато.

К числу редких картин Бустоса на холсте принадлежит натюрморт из собрания музея. Словно в книге по естественной истории, на светлом фоне рядами расположены овощи и фрукты разной степени зрелости. Некоторые из них надрезаны или надломлены таким образом, чтобы были видны мякоть и семена. Среди плодов нашли себе место и живые существа — скорпион и лягушка. Работу отличает стремление художника к реалистической, максимально точной передаче фактуры изображенного, световых бликов на гладкой кожуре, разнообразных цветовых оттенков. Своеобразной парой к данному произведению является «Натюрморт с ананасом» (1877), также написанный на холсте.

Эрменхильдо Бустос (1832–1907) Натюрморт с плодами, скорпионом и лягушкой 1874. Холст, масло. 43,3x35,3. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Хосе Мария Хары (1866–1939) Поминки 1889. Холст, масло. 178x134,5.

Работы Хосе Марии Хары иллюстрируют интерес художников второй половины XIX века к событиям национальной истории и жанровым сценам этнического характера. В скудном освещении от пламени горящих свеч зритель видит семью бедняков в белых одеждах, оплакивающих умершего. Траурная церемония проходит в помещении старой христианской церкви с облупившимися стенами, тело покойного в простом деревянном гробу стоит прямо на полу. Вокруг рассыпаны головки желтых цветов, традиционно использовавшихся в индейских погребальных обрядах. В этом драматическом сюжете живописцу удалось с подлинным реализмом передать скорбь и глубокую набожность персонажей, простодушие народной веры. Картина экспонировалась в павильоне Мексики на Всемирной Парижской выставке в 1889, где была награждена бронзовой медалью.

Хосе Мария Хары (1866–1939) Поминки 1889. Холст, масло. 178x134,5. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Хосе Мария Хары (1866–1939) Основание города Мехико 1889. Холст, масло. 141,5x196.

В 1869 Национальная школа изящных искусств впервые объявила о проведении конкурса произведений, посвященных истории Мексики. Двадцать лет спустя Хосе Мария Хара был признан победителем прошедшего в тот год конкурса живописных работ, созданных на сюжет легенды об основании столицы государства ацтеков. По преданию, ацтеки некогда жили на западе Мексики, на острове Астлан. По совету бога Уицилопочтли древний народ под предводительством своих вождей отправился на поиск новых земель и после долгих странствий прибыл в долину озера Тескоко. Согласно полученному от бога пророчеству, обозначить место поселения должен был кактус, на котором свил гнездо орел. В центре композиции изображен ацтекский вождь Теноч (по одной из версий, от его имени было образовано название нового города — Теночтитлан), рядом с ним стоит жрец, указывающий на место, где пришедшим только что явилось предзнаменование — орел, терзавший змею в первых лучах восходящего солнца. Слева можно видеть группу людей, окруживших раскрашенную статую Уицилопочтли, а справа — фигуру матери со спящим младенцем на руках. Здесь, на пустоши, будет заложен первый храм и вырастут стены великого города.

Хосе Мария Хары (1866–1939) Основание города Мехико 1889. Холст, масло. 141,5x196. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Леандро Исагирре (1867–1941) Пытка Куаутемока 1893. Холст, масло. 294,5x454.

«Пытка Куаутемока» принадлежит к числу наиболее известных произведений Леандро Исагирре. Окончив Академию Сан-Карлос, художник создал ряд работ в историческом жанре, отдавая предпочтение самым ярким сюжетам из национальной истории.

Датой окончательного покорения столицы ацтеков Теночтитлана принято считать 13 августа 1521. В этот день испанцами был пленен молодой военачальник Куаутемок, правитель, показавший себя непримиримым и стойким защитником своего народа. Чтобы использовать его авторитет, Кортес сохранил жизнь вождя, но быстро забыл о данном обещании уважительно относиться к достойному противнику. Однажды, чтобы выведать у последнего, где спрятано золото, конкистадоры подвергли его жестокой пытке огнем. Испытывая ужасные страдания, Куаутемок не проронил ни слова, подавая пример сородичам. Спустя несколько лет вождь был казнен по подозрению в заговоре с индейцами майя. После обретения Мексикой независимости Куаутемок стал одним из наиболее популярных исторических героев.

Полуобнаженная фигура вождя представлена в центре композиции и хорошо освещена. Мужчина, привязанный к каменному блоку, гордо смотрит в глаза стоящему перед ним хладнокровному Кортесу. Его лицо ничем не выдает испытываемых страданий, тогда как товарищ по несчастью запечатлен в муках боли. Создавая образ героя, художник стремился подчеркнуть этнические черты в его облике. В 1893 картина была выставлена в Филадельфии, где имела большой успех у ценителей живописи.

Леандро Исагирре (1867–1941) Пытка Куаутемока 1893. Холст, масло. 294,5x454. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Хосе Мария Веласко (1840–1912) Каньон Метлак 1893. Холст, масло. 104x160,5.

Хосе Мария Веласко по праву считается наиболее выдающимся пейзажистом Латинской Америки. Он обучался основам живописи в Академии Сан-Карлос под руководством итальянского мастера классицистического пейзажа Е. Ландесио, изучал математику и естественно-научные дисциплины. С 1860-х Веласко создавал панорамные виды, отмеченные влиянием романтизма, позже увлекался приемами художников барбизонской школы. Для его зрелых работ характерно внимательное наблюдение натуры, сочетание реалистически запечатленных особенностей конкретного ландшафта с обобщенным, философски осмысленным восприятием родной природы, естественной или преобразованной человеком. Мастера привлекали исторические места, особенно часто объектом его вдохновения становилась долина Мехико.

Он написал величественную череду гор на горизонте, приметы современной цивилизации, к которым относится одно из главных технологических достижений Мексики последней четверти XIX века — железная дорога Мехико — Веракруз, ее строительство было завершено в 1872. Буйство тропической растительности на переднем плане картины соседствует с движущимся и дымящим паровозом — знаком прогресса, вдали возвышается вулкан Ситлальтепетль. Виртуозные пейзажи Веласко принесли ему широкое признание не только на родине, но и за рубежом. Так, на Всемирной выставке 1889 в Париже экспонировалось 78 полотен его кисти. Путешествуя в конце 1880-х по странам Европы, художник познакомился с работами импрессионистов, их влияние заметно в его поздних творениях.

Хосе Мария Веласко (1840–1912) Каньон Метлак 1893. Холст, масло. 104x160,5. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.

Антонио Мария Фабрес и Коста (1854–1938) Пьяницы (Вакханалия) 1896. Холст, масло. 250x370.

Каталонский художник Антонио Мария Фабрес и Коста был приглашен в Академию Сан-Карлос с целью обновления системы преподавания живописи и работал в Мехико с 1902 по 1907, после чего вернулся в Европу. Среди его учеников этого периода — Диего Ривера и Хосе Клименте Ороско. Поклонником творчества мастера являлся президент Мексики Порфирио Диас, заказавший ему оформление одного из залов своей резиденции.

На картине, перекликающейся с одноименным произведением Веласкеса, изображена сцена попойки в сельской таверне. В центре многофигурной композиции — сидящий на бочке с вином молодой мужчина с обнаженным торсом, тело которого в соответствии с вакхической символикой обвито виноградной лозой. В руке персонажа — опустошенная чаша. Произведение Фабреса отличают тщательная проработка лиц, деталей костюмов и предметов. Полотно было куплено мексиканским правительством за 12 000 песо и вошло в состав коллекций Академии, откуда было передано в Национальный художественный музей.