Национальный художественный музей Мехико.

Луис Монрой (1845–1918) Последние мгновения Аталы 1871. Холст, масло. 120x162.

Данная картина вдохновлена опубликованным в 1801 романом французского писателя-романтика Франсуа-Рене де Шатобриана «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне». Согласно замыслу автора, действие драматической истории, рассказывающей, как опасна экзальтация и непросвещенность в вопросах веры, происходило в Северной Америке. Принявшая крещение дочь испанца и индианки Атала, рискуя собственной жизнью, спасла от жертвенного костра пленника по имени Шактас. Она подкупила подарками жреца, напоила охранников «огненной водой» и ночью бежала вместе с возлюбленным. Но этому чувству не суждено было иметь счастливый конец: чтобы не нарушить данный обет посвятить жизнь Царице Небесной, девушка приняла яд. Художник изобразил роковой момент, когда умирающая Атала узнала от священника, что христианская вера не требует жертв, превышающих человеческие силы: слишком тяжелое для юной души обязательство могло быть снято. Темную пещеру озаряет огонь, зажженный отшельником, и в его свете зритель видит бледное лицо красавицы, смертным одром которой служит постель изо мха, снятого с кипарисов. Рядом с ее челом — цветок магнолии, сорванный Шактасом в надежде, согласно верованиям его народа, что душа младенца с каплей росы снизойдет в его лепестки и счастливый сон вложит ее в грудь той, кого он собирался взять в жены. Молодой индеец, простерший руки в отчаянии, принял крестик добродетельной девушки, который она просила сохранить в память о ней.

Луис Монрой (1845–1918) Последние мгновения Аталы 1871. Холст, масло. 120x162. Живопись XIX века. Национальный художественный музей Мехико.