Великие советские фильмы-легенды.

Земля Санникова (1972).

Режиссеры Альберт Мкртчян, Леонид Попов.

Сценаристы Марк Захаров, Владислав Федосеев.

Оператор Михаил Коропцов.

Композитор Александр Зацепин.

В главных ролях:

Владислав Дворжецкий — Ильин.

Георгий Вицин — Игнатий.

Олег Даль — Евгений Крестовский.

Юрий Назаров — Губин.

Махмуд Эсамбаев — шаман.

Николай Гриценко — золотопромышленник Перфильев.

Алена Чухрай — невеста Ильина.

Геворк Чепчян, Петр Абашеев, Турсун Куралиев, Екатерина Самбуева, Назира Мамбетова, Сергей Полежаев, Николай Крюков, Аркадий Трусов, Александр Суснин и др.

Производство: «Мосфильм».

Научно-фантастическими романами академика Владимира Афанасьевича Обручева «Земля Санникова» и «Плутония» зачитывалось не одно поколение советских и российских читателей. Идея существования легендарной теплой земли — Земли Санникова — за Полярным кругом, куда, вопреки логике и физике, улетали птицы, давно будоражила умы ученых, путешественников и авантюристов. Именно про теплую страну племени онкилонов среди арктических льдов повествует захватывающий роман Обручева.

В Госкино не любили фантастические проекты: затраты на производство большие, а что получится — неизвестно.

Хорошо, если «Человек-амфибия». Но все же сценарий по роману утвердили.

Когда он оказался в руках режиссера Альберта Саркисовича Мкртчяна (08.09.1926—20.02.2007) (кстати, снявшего первые выпуски «Кабачка «13 стульев», а также фильмы: «Опекун» (1970), «Лекарство против страха» (1978), «Законный брак» (1985), «Казенный дом» (1989), «Прикосновение» и др.), он понял, что сценарий надо переписывать. И привлек к этому Марка Захарова: «Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть».

Главную роль — политического ссыльного Ильина, являющегося инициатором экспедиции на поиски Земли Санникова, — сыграл Владислав Вацлавович Дворжецкий (26.04.1939—28.05.1978), сын актера Вацлава Дворжецкого и брат погибшего актера Евгения Дворжецкого.

Он не успел в полной мере реализовать свой талант, сыграв в кино до обидного мало «Бег» (1970), «Возвращение Святого Луки» (1970), «Солярис» (1972), «Возврата нет» (1973), «За облаками небо» (1973), «Капитан Немо» (1975), «Там, за горизонтом» (1975), «Легенда о Тиле» (1976), «Встреча на далеком меридиане» (1977), «Однокашники» (1978) и др.

Дворжецкому сценарий понравился, и он работал с полной отдачей, рассчитывая, что эта роль станет одной из лучших в его творческой биографии. Однако в ходе съемок режиссеры подвергли переработке серьезный сценарий и весьма «облегчили». Владислав Дворжецкий, человек с крепкими нервами, несколько раз не выдерживал, высказывал все, что думает по этому поводу, покидая порой съемочную площадку.

В роли артистичного и бесшабашного Крестовского режиссеры видели только Владимира Высоцкого. Тому роль понравилась, и пробы были прекрасными. Воодушевленный этим Высоцкий написал к фильму три песни «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Но ни они, ни их автор в картину не вошли. Об этом он в марте 1972 года написал другу, Станиславу.

Говорухину: «У меня много событий, в основном не очень хороших. Например: утвердили меня в картину «Земля Санникова», сделали ставку, заключили договор, взяли билеты, бегал я с визой для Марины, освобождение в театре с кровью вырывал у директора и Любимова, а за день до отъезда Сизов — директор «Мосфильма» — сказал: «Его не надо!» — «Почему?» — спрашивают режиссеры. «А не надо — и все!..».

Дело в том, что накануне на радиостанции «Немецкая волна» прозвучали песни Высоцкого и все на его участии в фильме поставили крест.

Олег Даль, который получил эту роль, только во время съемок узнал, что она предназначалась Высоцкому, которого он уважал как человека и любил как поэта и музыканта. Он несколько раз порывался отказаться от роли, но механизм съемок был запущен, договор как удавка на шее. Несмотря на шумный успех созданного им образа у зрителя, Даль всю жизнь ненавидел эту роль.

Олег Иванович Даль (25.05.1941—03.03.1981) сыграет в кино не так много удачных ролей, в которых сможет раскрыть свой огромный драматический и комический талант: «Мой младший брат» (1962), «Женя, Женечка и «катюша» (1967), «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967), «Старая, старая сказка» (1968), «Король Лир» (1970), «Тень» (1971), «Вариант «Омега» (1975), «Золотая мина» (1978), «Расписание на послезавтра» (1978), «Отпуск в сентябре» (1979), «Приключения принца Флоризеля» (1979), «Незваный друг» (1981) и др.

На съемках фильма «Плохой хороший человек» (1973) он встретится в работе с Высоцким, которого называл «братом по духу», хотя в жизни они общались не часто. Он провидчески напишет в дневнике: «Сначала уйдет Высоцкий, потом — я». Так и получилось. В гостиничном номере в Киеве, куда он приехал на съемки, он сам активировал «торпеду» (по просьбе Высоцкого эту ампулу привезла Марина Влади, он «зашился» и какое-то время не пил), выпив почти бутылку водки, и тихо ушел…

Замечательные песни «И солнце всходило…», «Есть только миг…», написанные Александром Зацепиным на слова Леонида Дербенева, исполненные Олегом Анофриевым, сразу стали хитами.

Фильм в рейтинге проката 1974 года занял 7-е место, собрав 41,1 миллиона зрителей.