Великие советские фильмы-легенды.
Семнадцать мгновений весны (12 серий) (1973).
Режиссер Татьяна Лиознова.
Сценарист Юлиан Семенов.
Оператор Петр Катаев.
Композитор Микаэл Таривердиев.
Текст песен Роберта Рождественского.
Закадровый текст читает Ефим Копелян.
В главных ролях:
Вячеслав Тихонов — Штирлиц/Исаев.
Леонид Броневой — Мюллер.
Олег Табаков — Шелленберг.
Ростислав Плятт — пастор Шлаг.
Евгений Евстигнеев — профессор Плейшнер.
Екатерина Градова — Кэт.
Юрий Визбор — Борман.
Лев Дуров — Клаус.
Эмилия Мильтон — фрау Заурих.
Светлана Светличная — Габи.
Николай Прокопович — Гиммлер.
Леонид Куравлев — Айсман.
Лаврентий Масоха — Шольц.
Ольга Сошникова, Отто Мелиес, Василий Лановой, Валентин Гафт, Михаил Жарковский, Алексей Эйбоженко, Петр Чернов, Анатолий Сафонов, Владлен Давыдов, Инна Ульянова, Николай Волков-мл., Николай Гриценко, Вячеслав Шалевич, Элеонора Шашкова, Евгений Лазарев и др.
Производство: киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио.
Сценарий к фильму по своему роману о разведчике Максиме Максимовиче Исаеве (Владимире Владимирове), работавшем в самом фашистском логове под именем штандартенфюрера Штирлица, Юлиан Семенов написал сам. Он был писателем № 1 советского детектива. И хотя фильмы по его произведениям «Пароль не нужен» (1967) и «Майор Вихрь» (1968, сериал) и др. были хорошо встречены зрителями, классикой жанра, как «Семнадцать мгновений весны», «Петровка, 38» (1980) и «Огарева, 6» (1980), они не стали.
Режиссер Татьяна Михайловна Лиознова (р. 20.07. 1924), уже прославившаяся фильмами «Евдокия» (1960), «Им покоряется небо» (1963) и «Три тополя на Плющихе» (1967); впереди еще будут фильмы «Карнавал» (1981), «Мы, нижеподписавшиеся» (1981), «Конец света с последующим симпозиумом» (1986), прочитав роман в журнале, мечтала о его экранизации. Но когда обратилась к Семенову за разрешением, выяснилось, что тот уже продал сценарий «Ленфильму». Вероятно, ее горячность подействовала на автора, и тот отозвал сценарий, разорвав контракт и вернув студии деньги. Получив вожделенную папку, Лиознова испытала шок: в сценарии не оказалось ничего из того, что так привлекало ее в романе, вместо сражений интеллектов — стрельба и горы трупов. Тогда она, заручившись согласием Семенова, сама засела за работу, одновременно с созданием режиссерского перекраивая и дописывая литературный сценарий.
Кандидатура Вячеслава Тихонова возникла практически сразу, и он получил роль, которая, несмотря на большое число творческих удач, стала знаковой в его биографии.
Лиознова изначально снимала не боевик, и ее подстерегала опасность, что фильм, в котором много разговоров и размышлений героя, может получиться скучным. Но этого, к счастью, не произошло. Динамика достигалась за счет умелого монтажа картины, разбивающего эпизоды заставками дат, звуком включенного хронометра, задающим напряженный ритм действию, закадровым голосом Ефима Захаровича Копеляна (которого после этой работы прозвали Ефим Закадрович), хроникальными кадрами сражений Великой Отечественной, эпизодами из немецкой кинохроники и блестящим актерским составом.
Этот фильм многих актеров сделал не просто известными, но и горячо любимыми зрителями. Так, до самых «Покровских ворот» Инна Ульянова оставалась для всех подвыпившей Дамой с чернобуркой, убеждавшей Штирлица, что в любви она — Эйнштейн.
А прекрасный театральный актер Леонид Сергеевич Броневой (р. 17.12.1928), у которого не очень складывалось с кино, — «папашей» Мюллером. И даже его невольное подергивание шеей от тесного воротничка превратилось в творческую находку. Потом уже будут фильмы: «Вооружен и очень опасен» (1977), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Возвращение резидента» (1982), «Покровские ворота» (1982), «Формула любви» (1984), «Небеса обетованные» (1991), «Простые вещи» (2007) и др.
Роль радистки Кэт сыграла актриса Театра сатиры Екатерина Градова, супруга Андрея Миронова.
Красавец Олег Табаков внешне не был похож на хилого Шелленберга, но сыграл этого интеллектуала от разведки с таким обаянием и внутренним азартом, что после выхода фильма на мировой экран режиссер получила благодарственное письмо от потомков бывшего шефа разведки, в котором говорилось, что в картине удивительно достоверно передан его характер.
Враги в фильме Лиозновой умны и изобретательны, что соответствовало действительности, поэтому во сто крат дороже оказываются победы советского разведчика, сумевшего их переиграть. Замечательные работы сделаны в картине Юрием Визбором (Борман), Николаем Прокоповичем (Гиммлер), Лаврентием Масохой (адъютант Мюллера Шольц) и др.
Но, по выражению Татьяны Михайловны, «есть в картине две роли, гениально сыгранные актерами без слов». Речь идет о Евгении Лазареве, сыгравшем роль связного, сопровождающего жену Исаева на встречу с мужем, и Элеоноре Шашковой. Актрису Театра имени Вахтангова загримировали, «состарили» лет на десять и быстро отсняли эпизод с Е. Лазаревым. А вот сцена встречи с Исаевым не шла. Тихонова в тот день не было на площадке, у него был выходной. И тут произошло мистическое совпадение: дверь кафе «Элефант» открылась, и он вошел. Сел под камеру, и сцена у актрисы сразу «пошла». На другой день, когда в этом эпизоде снимали крупный план Тихонова, Шашкову привезли в павильон, и актеры сумели все повторить. Эпизод встречи длится в фильме всего семь с половиной минут, но, усиленный замечательной музыкой Микаэла Таривердиева, он стал одним из самых ярких и драматичных, вошел в историю отечественного и мирового кино, о чем говорит его частое цитирование и пародирование в разных фильмах.
«Заграницу» снимали в Прибалтике, «Женеву» — в Тбилиси.
Лиознова, Тихонов и др. стали лауреатами Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых.