Великие советские фильмы-легенды.
Звезда пленительного счастья (2 серии) (1975).
Режиссер Владимир Мотыль.
Сценаристы Владимир Мотыль, Олег Осетинский при участии Марка Захарова.
Оператор Дмитрий Месхиев.
Композитор Исаак Шварц.
Песня на стихи Булата Окуджавы.
В главных ролях:
Ирина Купченко — Екатерина Трубецкая.
Алексей Баталов — князь Трубецкой.
Олег Стриженов — князь Волконский.
Наталья Бондарчук — Мария Волконская.
Игорь Костолевский — Иван Анненков.
Эва Шикульска — Полина Гебль.
Олег Янковский — Кондратий Рылеев.
Александр Пороховщиков — Павел Пестель.
Иннокентий Смоктуновский — губернатор Иркутска Цейдлер.
Татьяна Панкова — княгиня Анненкова.
Василий Ливанов — Николай I.
Татьяна Федорова, Игорь Дмитриев, Владислав Стржельчик, Дмитрий Шилко, Раиса Куркина, Борис Соколов, Юрий Родионов, Виктор Костецкий, Олег Даль, Лев Иванов, Аркадий Трусов, Михаил Боярский, Михаил Кокшенов, Леонид Неведомский, Любовь Тищенко, Тамара Тимофеева, Борислав Брондуков, Алексей Кожевников, Дмитрий Бессонов, Наталья Головко, Иван Насонов, Геннадий Нилов, Татьяна Окуневская, Вадим Жук и др.
Производство: «Ленфильм».
Режиссер Владимир Мотыль долго вынашивал идею фильма о женах декабристов. Но ее не очень одобряло кинематографическое начальство. Только после того, как он согласился спасти провальный проект «Пустыня», с которого было снято несколько режиссеров, и сделал из него суперхит «Белое солнце пустыни», в 1974 году получил возможность вплотную заняться подготовкой к «Звезде пленительного счастья».
Несмотря на то что «Белое солнце пустыни» оказался кассовым фильмом, на двухсерийную историческую киноленту режиссеру выделили только половину из обещанной сметы — 1,5 миллиона рублей. Его любыми способами старались вынудить отказаться от проекта. Но Мотыль не отступил. Мало того, он привлек в фильм замечательных актеров — звезд первой величины, создавших интересные, запоминающиеся образы.
Мотыль открыл для кино молодого актера Игоря Костолевского, который по выходе фильма мгновенно был причислен зрителями к сонму отечественных кинозвезд. Игорь Матвеевич Костолевский (р. 10.09.1948) — ведущий актер Театра имени Маяковского, много снимается в кино. Самые известные фильмы с его участием: «Весенний призыв» (1976), «И это все о нем» (1977, сериал), «Безымянная звезда» (1978), «Гараж» (1979), «Тегеран-43» (1980), «Сказка, рассказанная ночью» (1981), «Отпуск за свой счет» (1981), «Законный брак» (1985, лучший фильм года, Костолевский — лучший актер 1986 года по опросу «Советского экрана»), «Прости» (1986), «Вход в лабиринт» (1989), «Жажда страсти» (1991), «Завтрак с видом на Эльбрус» (1993), «Кодекс бесчестия» (1993), «Квадрат» (1995), «Самозванцы» (1999–2002, сериал), «Русская красавица» (2001), «Другая женщина, другой мужчина…» (2003), «Шпионские игры» (2004–2010), «Башня» (2010) и др.
На главные женские роли режиссер пригласил Ирину Купченко, получившую широкую известность после картин «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня» и «Романс о влюбленных», и Наталью Бондарчук, за плечами которой был успех в фильме Андрея Тарковского «Солярис». Роль Марии Волконской стала для нее настолько любимой, что всю жизнь актриса и режиссер мечтала снять продолжение о судьбе этой удивительной женщины. Она сняла несколько фильмов как режиссер, в том числе «Пушкин. Последняя дуэль» (2006) и др.
На роль француженки Полины Гебль, последовавшей в Сибирь за лишенным всех прав Анненковым, Мотыль пригласил польскую актрису Эву Шикульску, которую потом с удовольствием стали снимать наши кинематографисты.
Съемки проходили в местах реальных событий. Сцена венчания Анненкова и Полины, — одна из самых ярких в фильме, — как это и было в действительности, снималась в уникальной старинной русской церкви деревни Листвянки, расположенной под Иркутском. Актеры играли с особым чувством, ощущая свою сопричастность истории. Незабываемое впечатление на них произвело посещение могил декабристов, навсегда оставшихся на берегах далекой и холодной Ангары.
Правда, отступлением от исторических реалий стала необычайно теплая зима. Даже в Иркутске снег быстро таял, превращаясь в слякоть. А когда в Ленинграде снимали сцену восстания на Сенатской площади, то ее заливали из брандспойтов пеной для тушения пожаров. Лошади скользили и от этого шалели от страха.
С большим трудом режиссер добился разрешения снимать в Зимнем дворце. Ему дали всего два часа: с 8 до 10 утра. Когда же к указанному времени стало ясно, что эпизод не удастся доснять, Мотыль и актер Василий Ливанов в костюме и гриме императора Николая I отправились к директору Эрмитажа. На просьбу разрешить продолжить съемки академик Пиотровский ответил: «Я не могу отказать государю в его доме!».
Так, прорываясь сквозь препоны и придирки чиновников, экономя на всем, режиссер все-таки закончил работу над картиной, хотя признавал, что из-за скудости бюджета получилось не совсем то, о чем он мечтал. Тем не менее фильм был благожелательно встречен критикой и зрителем, и собрал в первый год проката внушительную аудиторию — 22 миллиона человек (а в денежном пересчете на две серии — сумма внушительная!).
Успеху картины в немалой степени сопутствовал и талант двух постоянных соавторов Мотыля: композитора Исаака Шварца, написавшего музыку, и поэта Булата Окуджавы. «Песня кавалергарда» до сих пор часто звучит в эфире.