Великие советские фильмы-легенды.

Не может быть! (1975).

Режиссер Леонид Гайдай.

Сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай.

Оператор Сергей Полуянов.

Композитор Александр Зацепин.

Текст песен Леонида Дербенева.

В главных ролях:

Михаил Пуговкин — Горбушкин.

Нина Гребешкова — Горбушкина.

Вячеслав Невинный — братец.

Михаил Светин — сосед.

Лев Поляков — следователь.

Олег Даль — Анатолий Барыгин-Амурский.

Наталья Селезнева — Татьяна.

Светлана Крючкова — Зинаида.

Евгений Жариков — Николай.

Михаил Кокшенов — товарищ по работе.

Лариса Еремина — Соня.

Леонид Куравлев — Владимир, жених.

Савелий Крамаров — Серега.

Георгий Вицин — папаня.

Людмила Шагалова — мать невесты.

Валентина Теличкина — невеста.

Светлана Харитонова — Эльмира, сестра невесты.

Игорь Ясулович, Наталья Крачковская, Раднэр Муратов, Георгий Светлани, Виктор Уральский, Готлиб Ронинсон, Сергей Филиппов, Эва Киви, Николай Горлов, Клара Румянова, Муза Крепкогорская, Анатолий Обухов, Виталий Леонов и др.

Производство: «Мосфильм».

Несмотря на то что утверждение сценария, а потом и сдача картины у Гайдая всегда сопровождались баталиями с киночиновниками, он последовательно приучал их к мысли, что будет снимать только то, что хочет сам. Вначале — обращение к творчеству Ильфа и Петрова («12 стульев»), затем — Булгаков («Иван Васильевич меняет профессию»). Теперь же речь зашла о Михаиле Зощенко, ошельмованном официальной критикой за «пасквиль на советскую действительность», практически вычеркнутом из литературы.

Гайдай выбрал для экранизации три рассказа Михаила Зощенко: «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие».

Натурные съемки проходили частично на Арбате, но в основном в Астрахани, там же были выстроены дома Горбушкиных и соседей.

Гайдай любил работать с определенными артистами, поэтому в картине оказались Вицин, Куравлев, Пуговкин, Крамаров, Крачковская и др. Но всегда с интересом открывал для себя и других актеров. Так, ему по фотографии очень понравился Кокшенов, и совместная работа с ним режиссера не разочаровала: он снял его потом в семи фильмах.

Заметную роль в фильме сыграла супруга режиссера, актриса Нина Гребешкова, подтвердив сожаление о том, что мало он использовал ее комедийное дарование в своих картинах.

Ее партнером по новелле был Михаил Семенович Светин (р. 11.12.1930), комическое дарование которого заметно даже в небольших ролях и эпизодах: «12 стульев» (1977), «Безымянная звезда» (1978), «Чародеи» (1982), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Светлая личность» (1989), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989), «Про бизнесмена Фому» (1993), «Авантюра» (1995), «Любить по-русски — 3. Губернатор» (1999), «Тимур & его командос» (2003) и др.

Соседка по дому четы Гайдай — Гребешковой — Людмила Шагалова — как-то не выдержала и попеняла Леониду Иовичу, что он ее ни разу не пригласил работать. И тот сказал, что у него есть для нее роль. У удивленной актрисы вырвалось: «Не может быть!» Гайдай опешил: «Откуда ты узнала название?» Когда же он сообщил Шагаловой, что ее мужа будет играть Вицин, актриса опять повторила: «Не может быть!» Ведь в фильме «Женитьба Бальзаминова» ей пришлось играть мать героя Вицина, хотя она реально была моложе партнера на шесть лет. Так что в этом фильме «историческая правда» восторжествовала.

Блеснула комедийными гранями своего таланта прекрасная актриса Светлана Николаевна Крючкова (р. 22.06.1950), сыгравшая в таких фильмах, как: «Большая перемена» (1973), «Старший сын» (1975), «Женитьба» (1977), «Безымянная звезда» (1978), «Родня» (1981), «Чучело» (1983), «Ольга и Константин» (1984), «Воительница» (1986), «Оно» (1989), «СВ. Спальный вагон» (1989), «Светлая личность» (1989), «Царская охота» (1990), «Курица» (1991), «Семь сорок» (1992), «Исповедь незнакомцу» (1994), «Утомленные солнцем» (1994), «Старые клячи» (2000), «Пятый ангел» (2003, сериал), «Бедный, бедный Павел» (2003), «Брежнев» (2004, сериал), «Ликвидация» (2007, сериал), «Похороните меня за плинтусом» (2009), «Семейный дом» (2010, сериал) и др.

Помимо замечательной актерской работы в этом фильме все отмечали виртуозность бутафоров — шикарный свадебный стол был вершиной их искусства и все роскошные блюда абсолютно несъедобны. А актерам приходилось изображать зверский аппетит.

Этим фильмом принято заканчивать период в творчестве режиссера да и советского кино, который называют «золотое десятилетие Гайдая»: пять из шести фильмов, снятых им за это время, вошли в число самых кассовых лент ХХ века. И хотя позже «Спортлото-82» тоже соберет внушительную аудиторию — 55,2 миллиона зрителей, всем станет очевидно, что сработал просто ареол имени Гайдая. Последовавшие затем фильмы: «Инкогнито из Петербурга» (1977), «За спичками» (1980), «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) были с прохладцей приняты зрителем, а критики отнесли их к неудачам мэтра. Что ж, Гайдая судили с позиций той высокой планки, которую он сам установил в своих лучших картинах.

Комедия «Не может быть» заняла 6-е место в рейтинге самых кассовых фильмов 1975 года — ее посмотрело 50,9 миллиона зрителей.