Великие советские фильмы-легенды.

Фильмы 90-х годов.

Утомленные солнцем (1994) (+ Предстояние, 2010).

Режиссер Никита Михалков.

Сценаристы Рустам Ибрагимбеков, Никита Михалков.

Оператор Вилен Калюта.

Композитор Эдуард Артемьев.

В главных ролях:

Никита Михалков — Котов.

Олег Меньшиков — Митя.

Ингеборга Дапкунайте — Маруся.

Надя Михалкова — Надя.

Вячеслав Тихонов — Петр Трофимович.

Алла Казанская — Лидия Степановна.

Нина Архипова — Елена Михайловна.

Инна Ульянова — Ольга Николаевна.

Светлана Крючкова — Мохова.

Владимир Ильин — Сергей Кирик.

Авангард Леонтьев, Любовь Руднева, Евгений Миронов, Андрэ Уманский, Владимир Рябов и др.

Производство: «Тритэ», Camera One (Франция) при участии: Роскомкино, «Русский клуб» (Н. Новгород), Camera+ (Франция).

Права: «Тритэ», Роскомкино, «Русский клуб».

Один летний день. Одна симпатичная дача, с историей. Очень симпатичные жители и гости на этой даче. И у каждого — тоже история. У кого-то она, эта история, в разговорах. У кого-то, как у Маруси, в белых полосках — шрамиках, перечеркивающих тонкие запястья. У кого-то, как у Мити, — камень за пазухой, который уж если вырвется, то разнесет вдребезги и этот счастливый, уютный мирок, и жизни его обитателей. Потому что никуда не скрыться от пристального взгляда Отца народов, что на огромном полотнище проплывает через этот мир, разрезая его, лишая надежды… 1936 год… Люди уже отравлены антиморалью: бей, круши, доноси, не чти, не верь, и она бумерангом поразит каждого, кто направлял ее против других. И уже не весело героическому комдиву Котову, который раньше сам ломал, не задумываясь, чужие судьбы, когда ему — под дых и по лицу, — и это в виде аванса… И почему-то не празднует победу над личным врагом, укравшим у него и будущее, и любимую девушку, Митя, испытывая гадливость к себе, сломленному, кровью из резаных вен принося искупительную жертву. Но самый трагический персонаж фильма — 7-летняя девочка Надя, которая счастливыми глазами смотрит на последний день своего рушащегося мира и еще не знает об этом.

Роль Мити авторы сценария писали специально на Олега Меньшикова. И он блестяще создал сложный, неоднозначный характер своего героя, получив за него приз «Золотой Овен» как лучший актер года.

Котов в исполнении Михалкова — вот он, весь на виду, «прост как правда», но в нюансах, недосказанности, мгновенно «замерзающих» глазах на улыбчивом лице актер показывает, насколько сложен и противоречив его герой.

Никита Сергеевич Михалков (р. 21.10.1945) свою первую звездную роль — Колю в фильме «Я шагаю по Москве» — сыграл в 18-летнем возрасте, после чего решил связать судьбу с кинематографом. Снимался в фильмах: «Перекличка» (1965), «Не самый удачный день» (1966), «Дворянское гнездо» (1969), «Красная палатка» (1969), «Станционный смотритель» (1972), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Сибириада» (1979), «Портрет жены художника» (1981), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» (1981), «Родня» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Инспектор ГАИ» (1982), «Жестокий романс» (1984 — лучший актер года по опросу «Советского экрана»), «Ревизор» (1996), «Сибирский цирюльник» (1999), «Жмурки» (2005), «Статский советник» (2005), «Мне не больно» (2006), «12» (2007) и др. В качестве режиссера снял фильмы: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974, соавтор сценария), «Раба любви» (1975), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976), «Пять вечеров» (1978), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979), «Родня» (1981), «Без свидетелей» (1983), «Очи черные» (1987), «Урга» (1991), «Сибирский цирюльник» (1999), «12» (2007) и др.

В роли Маруси режиссер видел актрису Елену Яковлеву, а Ингеборга Дапкунайте сама нашла Михалкова и предложила свою кандидатуру. По словам Михалкова, когда он увидел ее улыбку, то понял, что снимать будет ее.

Ингеборга Дапкунайте (р. 20.01.1963) снималась и до «Интердевочки» (1989), но роль Кисули сделала ее узнаваемой и зрителями, и критикой, и собратьями по цеху. Снималась в фильмах: «Николай Вавилов» (1990), «Циники» (1991), «Аляска Кид» (1993), «Подмосковные вечера» (1994 — премия «Ника» в номинации «Актриса» за 1994 год), «Москва» (2000), «Ночной продавец» (2005), «Анна Каренина» (2005) и др. Была замужем за английским театральным режиссером Саймоном Стоуксом, живет в Англии и России, играет на сцене, снимается в Англии, США и у российских режиссеров.

Роль Нади специально писалась на младшую дочь Михалкова Надю. Она настолько профессионально вела себя в кадре и настолько была требовательна к себе, что как-то в сцене в бане еле выдержала жару и напряжение и, после остановки камеры, упала в обморок.

Надежда Михалкова (р. 27.09.1986) закончила факультет журналистики МГИМО и снялась в фильмах: «Сибирский цирюльник» (1999), «Президент и его внучка» (2000) и «Утомленные солнцем — 2: Предстояние» (2010).

Фильм был тепло встречен зрителями и критикой, получил ряд престижных наград: Гран-при жюри МКФ в Канне-94 (поделил с фильмом «Жить», реж. Чжан Имоу), специальный приз президента фестиваля Наде Михалковой; приз Американской киноакадемии «Оскар» (за 1994) за лучший фильм на иностранном языке; Гран-при «Янтарная пантера» I Международного кинофестиваля Балтийских государств в Калининграде; приз прессы за лучший фильм (Россия, 1994); Государственная премия Российской Федерации (1994).

Никита Михалков решил продолжить историю героев своего самого успешного фильма, хотя в финальных титрах сообщалось об их гибели.

Семь лет он снимал продолжение, истратив рекордную для нашего кинематографа сумму — 40 (по другим источникам — 55) миллионов долларов: «Утомленные солнцем — 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем — 3: Цитадель». По замыслу Никиты Михалкова все герои первого фильма остались живы и играют их те же актеры, кроме Маруси, роль которой играет актриса Виктория Толстоганова.

В продолжении снялись Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Евгений Миронов, Артур Смолянинов, Андрей Мерзликин, Андрей Панин, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Артем Михалков, Валерий Золотухин, Мария Шукшина, Инна Чурикова, Анна Михалкова, Максим Суханов и другие актеры.

17 Апреля 2010 года в Государственном Кремлевском дворце с большой помпой прошла премьера фильма «Утомленные солнцем — 2: Предстояние». Критики почти единодушно назвали его «голливудской фальшью», а то и вовсе «Православными ублюдками» по аналогии с фильмом Тарантино. Критик Виктор Матизен сказал: «Если герои когда-то погибли, а теперь восстали из мертвых для новой серии — ничего, кроме живых мертвецов, в результате не получится. И вот у Михалкова по всей картине ходят эти зомби, ожившие трупы».

Картина в прокате — несмотря на организованные массовые культпоходы школьников и солдат — с треском провалилась, «отбив» лишь затраты на печатание 1100 копий. Поэтому второй фильм «Утомленные солнцем — 3: Цитадель» выпустить в прокат не решились, отодвинув премьеру на год.

Фразы из фильмов, ставшие крылатыми.

— Что будете? Чай с вареньем или кофе с молоком?

— Кофе с вареньем…

— А вы кто?

— Я?.. А я тот самый конь в пальто!

Лучше на груди, чем на подушке впереди (Котов).

Прочь с дороги, девственница! (Митя).

Товарищ!.. С хоботом!.. А как же я? (Митя).

Ну что, поехали, сказочник (Котов).

Принцесса поплакала-поплакала… поплакала-поплакала… ну… и замуж вышла (Митя).

Разъяренная девственница страшнее тигра! (Петр Трофимович).

Мохова. Я девушка, а они меня хватают.

Оля. Да все уже в округе знают, что ты девушка.

Особенности национальной охоты (1995).

Режиссер и сценарист Александр Рогожкин.

Оператор Андрей Жигалов.

Композитор Владимир Панченко.

В главных ролях:

Алексей Булдаков — генерал Иволгин (Михалыч).

Виктор Бычков — Кузьмич.

Семен Стругачев — Лева Соловейчик.

Вилле Хаапассало — Райво.

Сергей Русскин — Сергей Олегович.

Сергей Куприянов — Женя.

Сергей Гусинский — Семенов.

Игорь Сергеев, Игорь Добряков, Юрий Макусинский, Зоя Буряк, Борис Чердынцев, Александр Завьялов, Алексей Полуян, Михаил Кирилюк.

Производство и права: «Ленфильм», Роскомкино.

Режиссер и сценарист Александр Владимирович Рогожкин (03.10.1949) снял несколько фильмов: «Ради нескольких строчек» (1985) и «Мисс миллионерша» (1988), пока в 1989 году не стал известным благодаря фильму «Караул» (1989 — Приз FIPRESCI на МКФ в Берлине-90, Гран-при МКФ в Кемпере-90, Гран-при МКФ в Страсбурге-90). В этой картине он рассказал не только о рядовом Андрее Иверене, расстрелявшем караул, перевозящий зэков, но и о себе тоже, о дедовщине в части, в которой служил, толкнувшей одного из новобранцев на отчаянный шаг: застрелить своих мучителей и еще случайных людей, попавших под горячую руку. На этой картине он впервые встретился с актером Алексеем Булдаковым и понял, что фильм надо делать специально под него.

Так что роль генерала Иволгина писалась на Алексея Ивановича Булдакова (р. 26.03.1951), который много снимался до этого, но которого заметили именно в этой звездной для него роли. Впоследствии появление его в любом фильме и сериале будет заметным: «Ширли-мырли» (1995), «Возвращение броненосца» (1996), «Любить по-русски — 2» (1996), «Блокпост» (1999), «Что сказал покойник» (1999, сериал), «Парни из стали» (2005, сериал), «Приключения солдата Ивана Чонкина» (2007), «Игра» (2008), «Солдаты-15» (2009, сериал), «Утомленные солнцем — 2: Предстояние» (2010), «Человек с бульвара Капуцинок» (2010) и др.

Актер сделал своего героя похожим на бывшего тогда в зените славы генерала Лебедя. Образ получился шаржированным, и Булдаков не без волнения познакомился с прославленным генералом. Тот сказал, что поначалу воспринял этот фильм как издевку, но потом, присмотревшись, посмеялся и даже чуть не прослезился: «Настолько похож». Сам же актер после нескольких продолжений фильма признался, что подустал от Михалыча, а сигары так просто ненавидит — а все заваливают его именно такими презентами. «Что до меня, то я долго сопротивлялся и пытался уйти от этого, сделать прекрасные, профессиональные работы, но в глазах народа я остаюсь генералом, и все. И от этого я уже избавиться не могу. Наверное, это судьба. Как говорится, я уже этому даже не сопротивляюсь», — сказал Булдаков в одном из интервью. А еще если тебе вручили за эту роль премию «Ника» в номинации «Актер» за 1995 год.

Надо сказать, что все актеры, бывшие до этого неизвестными, сыграв в «Охоте», стали звездами. Это относится и к финну Вилле Хаапассало, которого Рогожкин потом снимет и в своей звездной «Кукушке», и к Семену Стругачеву — колоритному Леве, и в особенности Виктору Николаевичу Бычкову (р. 04.09.1954) — невозмутимому егерю Кузьмичу. Бычков снялся более чем в 80 фильмах, но по-настоящему раскрыл свой комедийный и драматический талант именно после фильмов Рогожкина (бомж Померанцев в «Улицах разбитых фонарей» (1997–1999, сериал) и «Убойной силе» (2002–2005, сериал), Иван в «Кукушке» (2002), хорунжий в «Турецком гамбите» (2005), полковник в «Высшей мере» (2008) и др.).

Удачные найденные и полюбившиеся зрителю герои-маски перекочевали затем в продолжения фильма.

Фильм «Особенности национальной охоты» (полное название — «Особенности национальной охоты в осенний период») был показал 15 июня 1995 года на фестивале «Кинотавр» (Сочи), а 6 октября 1996 года состоялась его премьера на телевидении (ОРТ).

Тепло встреченный зрителями и критикой, он получил призы: ОРКФ в Сочи «Кинотавр-95», КФ Карловы Вары — 95, главный приз КФ «Окно в Европу» в Выборге-95, «Приз кинопрессы лучшему фильму года — 95», приз «Золотой Остап», премия имени Г. Козинцева за лучшую режиссуру киностудии «Ленфильм», премия «Ника» за лучший игровой фильм, лучшую режиссуру, приз кинопрессы на КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге, приз зрительских симпатий на МКФ в Славутиче и др.

За ним последовали фильмы:

«Операция «С Новым годом!» (1996).

В ролях:

Алексей Булдаков, Семен Стругачев, Андрей Краско, Виктор Бычков, Сергей Гусинский, Вилле Хаапассало, Сергей Русскин, Зоя Буряк, Сергей Маковецкий, Леонид Ярмольник, Александр Лыков, Екатерина Дронова, Кирилл Ульянов, Ирина Полянская, Виктор Сухоруков, Игорь Каленов, Евгений Баранов, Алексей Полуян, Борис Мартемьянов, Валерий Кухарешин, Александр Александров, Сергей Селин, Александр Половцев, Виктор Хозяинов, Александр Тютрюмов.

«Особенности национальной рыбалки» (1998).

В ролях:

Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семен Стругачев, Алексей Краско, Сергей Русскин, Сергей Гусинский, Василий Домрачев, Алексей Севастьянов, Вилле Хаапассало, Михаил Дорофеев, Кирси Тиккилайнен, Ольга Самошина и др.

«Особенности национальной охоты в зимний период» (2000).

В ролях:

Алексей Булдаков, Семен Стругачев, Виктор Бычков, Андрей Федорцов, Сергей Гусинский, Ирина Осовина, Юрий Кузнецов, Андрей Зибров, Евгений Малыгин, Иван Краско, Андрей Краско, Михаил Пореченков, Борис Чердынцев, Егор Томошевский и др.

«Особенности национальной политики» (2003).

Режиссер Юрий Конопкин.

Сценарист Александр Рогожкин.

Продюсер Александр Тютрюмов.

В ролях:

Алексей Булдаков, Семен Стругачев, Виктор Бычков, Юрий Кузнецов, Александр Тютрюмов, Константин Хабенский, Михаил Трухин, Михаил Пореченков, Андрей Зибров, Нина Усатова, Александр Прокофьев и др.

Но с каждым новым фильмом количество удач сокращалось, а повторов — увеличивалось. И актеры, и зрители подустали, останавливаться надо вовремя, а это трудно, когда режиссеры создают не произведение искусства, а разрабатывают «золотую жилу». Она иссякает — это закон.

Рогожкин снимет еще фильмы: «Блокпост» (1998 — главный приз «Золотая роза», специальное упоминание жюри ФИПРЕССИ «За раскрытие механизма человеческой психологии и демонстрацию высокого уровня человечности», приз Гильдии киноведов и кинокритиков на ОРКФ в Сочи, приз за режиссуру МКФ в Карловых Варах), «Улицы разбитых фонарей» (1997–1999, фильмы из сериала), «Убойная сила» (2000, фильм из сериала), «Кукушка» (2002, по своему сценарию — 30 главных премий на разных кинофестивалях, в том числе Государственная премия РФ), «Сапиенс» (2004), «Перегон» (2006), «Игра» (2008) и др.

Фразы из фильмов, ставшие крылатыми.

Жить захочешь — не так раскорячишься.

Кузьмич. Семенов, водку пить будешь?

Семенов. Водку? Водку… буду.

Ну вы, блин, даете… (Генерал).

Не понять вам особенностей российской глубинки! (Женя).

Кучно пошла, аккурат между нами (генерал).

Ну, за рыбалку! (Генерал).

Медведь. Зашел водки попить (Женя).

Женя. Если водку не берем, то уложимся в норматив. Лева. Водку берем.

Вы еще подеритесь, горячие финские парни! (Генерал).

Пьете, да? И пьете, и пьете, и пьете, и пьете! Думаете, что кончилась Россия, да? Во!.. Во!.. (Лева).

Райво. Женя, Кузьмич зовет заниматься любовью с коровами…

Женя. Нельзя отказывать Кузьмичу!

Какая сволочь стреляла? (Лева).

Нет, нет, нет и еще раз… да (генерал).

Что мне нравится в тебе, Михалыч, — это то, что емкие и содержательные тосты выдаешь (Лева).

Тост на охоте должен быть кратким, как команда, как выстрел; иначе времени на отдых не останется… (Генерал).

Брат (1997) (+ Брат-2, 2000).

Режиссер и сценарист Алексей Балабанов.

Оператор Сергей Астахов.

Композитор Вячеслав Бутусов.

В главных ролях:

Сергей Бодров-мл. — Данила Багров.

Виктор Сухоруков — Виктор Багров.

Светлана Письмиченко — Света (водитель трамвая).

Мария Жукова — Кэт.

Сергей Мурзин — Круглый.

Юрий Кузнецов — Гофман.

Ирина Ракшина — Зинка.

Вячеслав Бутусов, Чиж, Сергей Дебижев, Анатолий Журавлев, Андрей Федорцов, Настя Полева, Игорь Шибанов, Алексей Севастьянов, Андрей Краско и др.

Производство: СТВ, Госкино РФ, киностудия имени.

Горького.

Принято говорить про это время «лихие 90-е», что романтизирует расцвет бандитизма в нашей стране, появление качков в спортивных костюмах и их лидеров в малиновых пиджаках. Навсегда канула в прошлое «жизнь по закону», которой до этого придерживались криминальные авторитеты, и настала «жизнь по понятиям».

После огромного успеха фильма, который окрестили «портретом времени», у его режиссера и сценариста Алексея Октябриновича Балабанова (р. 25.02.1959), снявшего до этого: «Счастливые дни» (1991, режиссер, сценарист), «Замок» (1994, режиссер, сценарист), часто будут спрашивать, как родился замысел картины, и он в одном из интервью ответит парадоксальное: «Денег не было снимать интеллектуальные фильмы. А «Брата» мы сняли практически без затрат…».

Действительно, «Брата» снимали небольшой группой на квартирах питерских знакомых, в мастерских приятелей-художников, на грязных улицах города, уже снискавшего славу «криминальной столицы». Актеры снимались за символическую плату. Это сейчас слово «камео» (когда звезда в роли себя, любимого, снимается в эпизоде) прочно вошло в лексику и в фильмы, а тогда было в диковинку, что в картине появляется культовый композитор и певец Слава Бутусов в окружении настоящих музыкантов. И Данила Багров — прошедший Чечню, ищущий правду в этом перевернутом мире, тоже казался абсолютно реальным парнем, пришедшим с настоящей улицы. За нее актер получил приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Чикаго.

Главную роль Балабанов писал конкретно на Сергея Сергеевича Бодрова-мл. (27.12.1971—19.09.2002), уже получившего «Нику» в 1996 году в номинации «Лучший актер» за главную роль в фильме отца, Сергея Бодрова-ст., «Кавказский пленник». По общему признанию, Бодров-мл. был восходящей звездой нашего кино. Искусствовед по образованию, защитивший кандидатскую диссертацию «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения», ведущий программы «Взгляд» и реалити-шоу «Последний герой» на ОРТ, актер был разносторонне талантлив. Работал на картинах «Стрингер-1997», «Восток — Запад» (1999), «Давай сделаем это по-быстрому» (2001), «Война» (2002), «Медвежий поцелуй» (2002). Впоследствии дебютировал в режиссуре фильмом «Сестры» (Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучший дебют, приз МКФ в Карловых Варах в 2002 году «За свободу творческого самовыражения», самый кассовый российский фильм 2001 года по итогам кинопроката и результатам видеопродаж). А еще он умел дружить, что встречается в артистической среде не так уж часто. Поэтому известие о том, что 19 сентября 2002 года съемочная группа (24 человека) его нового фильма с рабочим названием «Связной» попала под сход ледника в Кармадонском ущелье, стало общенациональной трагедией.

Критика изругала картину, обвинив во всех мыслимых и немыслимых грехах, а зрителю понравилась. Фильм стал лидером видеопродаж 1998 года (кинопрокат тогда был совершенно развален, а в кинотеатрах продавали мебель, сантехнику и автомобили). Картина прокатывалась в девяти европейских странах и получила ряд наград на международных кинофестивалях: Специальный приз жюри на МКФ в Турине-97, Специальный приз жюри, почетный диплом жюри ФИПРЕССИ на МКФ в Котбусе-97, Гран-при «Золотая медаль» на МКФ в Триесте-97 и др.

Спустя три года (в 2000 году) на экраны и видеокассеты выйдет сиквел — «Брат-2».

В ролях:

Сергей Бодров-мл., Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Ирина Салтыкова, Константин Мурзенко, Кирилл Пирогов, Александр Дьяченко, Дарья Лесникова, Гари Хьюстон, Александр Наумов, Иван Демидов, Леонид Якубович и др.

Производство: СТВ при участии РТР.

Денег у съемочной группы было уже побольше, потому получилось поснимать в более приличных интерьерах, хотя опять же часто «выезжали» на связях и дружбе. Так, певица Ирина Салтыкова, сыгравшая в фильме себя, пускала съемочную группу в свою роскошную квартиру в Москве, Нью-Йорке, Чикаго и Питсбурге. На картину по выходе обрушилась волна критики за «оскорбление украинской и американской национальной идеи», «за расизм» и пр. По этому поводу Сергей Бодров-мл. как-то заметил: «Нам важно было сказать не то, что все американцы — козлы, мы, наоборот, хотели сказать, что мы — не уроды. Это достаточно простая мысль, странно, что она не всем понятна».

11 Мая 2000 года в ККЗ «Пушкинский» при переаншлаге состоялась премьера фильма, который стал лидером — 1-е место видеопродаж 2000 года (по данным «Видео Гида»).

Алексей Балабанов снимет еще фильмы: «Война» (2002 — главный приз «Золотая роза» на КФ «Кинотавр» в Сочи, 2002), «Жмурки» (2005), «Мне не больно» (2006), «Груз 200» (2007), «Морфий» (2008), «Кочегар» (2010) и др.

Фразы из фильмов, ставшие крылатыми.

Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит что в деньгах… У тебя много денег — и чего? Я вот думаю, что сила в правде! У кого правда — тот и сильней! (Данила).

Вот ты говорил: «Город — сила», а здесь слабые все… Город — это злая сила. Сильный приезжает, становится слабым. Город забирает силу… Вот и ты пропал… (Данила).

Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе (Круглый).

Ну, татарин! Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке (Круглый).

Брат!.. Не выручишь — мне… мне край… (Виктор).

Оттопырь деньжат! (Данила).

Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна (Круглый).

Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите! (Виктор).

А музыка ваша американская — говно (Данила).

— Слышь, у тебя таблетка от головы есть?

— Выпей водки лучше!

Здорово, бандиты (Данила).

Любишь медок — люби и холодок! (Круглый).

Муж в Тверь — жена в дверь (Круглый).

Поживешь подольше — увидишь побольше (Круглый).

Кто в Москве не бывал, красоты не видал (Круглый).

Тормозить ногами надо, а не головой!

Где они только деньги берут?! Тоже покупают, наверное…

Что ж такое, были же люди как люди, и вдруг все сразу стали кретины. Парадокс.

Ладно, живи, гад, сына благодари. Жалко такого парня без отца оставлять. Сиди тихо, штаны суши.

Думать меньше надо, а соображать больше. Не в России теперь.

Русские на войне своих не бросают (Данила).

Свой своему поневоле брат. Народная фашистская поговорка.

Я вообще-то режиссеров не очень люблю (Данила).

Вор (1997).

Режиссер и сценарист Павел Чухрай.

Оператор Владимир Климов.

Композитор Владимир Дашкевич.

В главных ролях:

Владимир Машков — Толян.

Екатерина Редникова — Катя.

Миша Филипчук — Саня, 6 лет.

Дима Чигарев — Саня, 12 лет.

Юрий Беляев — Саня, 48 лет.

Амалия Мордвинова — докторша.

Лилия Савченко, Анатолий Клещеев, Аня Штукатурова, Ервант Арзуманян, Наталья Позднякова, Ольга Пашкова, Людмила Селянская, Галина Петрова, Виктор Бунаков и др.

Производство: «НТВ-Профит», Productions Le Pont, Rossy Films, при участии CNC, Canal+ (Франция), Госкино РФ.

Пожалуй, это самый жесткий и трагический фильм Павла Чухрая…

Павел Григорьевич Чухрай (р. 14.10.1946) — сын знаменитого режиссера Григория Чухрая. Режиссер фильмов «Вольному воля» (1974), «Люди в океане» (1980), «Клетка для канареек» (1983), «Зина-Зинуля» (1986), «Ключ» (1992), «Водитель для Веры» (2004), «Русская игра» (2007) и др. и сценарист «Люди в океане», 1980, «Кто заплатит за удачу?» (1980), «Клетка для канареек» (1983), «Классик» (1998), «Водитель для Веры» (2004).

Фильм построен на впечатлениях и воспоминаниях маленького Саньки, его раннем взрослении и постижении жестокости мира. Эти огромные доверчивые глаза ребенка, это желание любить и чувствовать заботу взрослого человека, отца, которого он не помнит, это горькое столкновение с притягательным обаянием зла в образе красавца Толяна — все смог блестяще передать 8-милетний актер Миша Филипчук (р. 18.09.1988). Его работа в фильме была оценена серьезными премиями: призом VIII МКФ «Созвездие-97» в номинации «Дебют», премией «Золотой Овен» в категории «Лучшая детская роль» (1997), специальным призом жюри актерскому трио (вместе с Владимиром Машковым и Екатериной Редниковой) на I МКФ в Таллине (1998). В 1998 году «Вор» был номинирован на «Оскар», который, к сожалению, не получил, а вот Мише Филипчуку, присутствовавшему на церемонии вместе с Чухраем, вручили специальный приз — детский «Оскар». Но, несмотря на мировой успех и съемки в нескольких фильмах: «Сирота казанская» (1997), «Неизвестное оружие, или Крестоносец-2» (1998), «Мы дети твои, Москва. Детство» (2003), «Вечерний звон» (2004), Миша категорически не захотел стать актером, считая, что они — «профессиональные вруны». Он серьезно увлекся физикой и по окончании школы поступил в МФТИ.

Роль Толяна — профессионального вора, неотразимого законченного негодяя, человека, ставшего причиной смерти матери Саньки, сломавшего мальчишке жизнь, — мощно и в то же время тонко, с яркими психологическими нюансами сыграл Владимир Львович Машков (р. 27.11.1963). Он дебютировал в кино в 1989 году в фильме «Зеленый огонь козы», но успех пришел к нему после фильмов «Лимита» (1994 — приз Открытого Российского кинофестиваля в Сочи, приз «Синий парус» на КФ русского кино в Сан-Рафаэле (Франция), Гран-при молодежного жюри на Женевском кинофестивале) и «Подмосковные вечера» (1994). За роль Толяна Машков получил немало наград: «Ника», фестиваля «Созвездие-97», Открытого КФ стран СНГ и Балтии «Киношок-97» за лучшую мужскую роль, «Золотой Овен» как лучшему актеру 1997 года и др. Снимался в фильмах: «Американская дочь» (1995), «Мама» (1999), «Русский бунт» (2000 — приз МКФ 2001 года за лучшую мужскую роль), «Давай сделаем это по-быстрому» (2001), «Олигарх» (2002), «Идиот» (2003, сериал), «Папа» (2004), «Статский советник» (2005), «Охота на пиранью» (2006), «Ликвидация» (2007, сериал), «Домовой» (2008), «Кандагар» (2010), «Край» (2010) и др.

В последние годы много снимается в Америке: «Танцы в «Голубой игуане» (2001), «15 минут славы» (2000), «Американская рапсодии» (2001), «В тылу врага» (2001), «Миссия невыполнима — 4» (2011) и др. Ставит спектакли и сам снимает кино: «Сирота казанская» (1997 — в главной роли с бывшей супругой, актрисой Еленой Шевченко), «Папа» (2004).

Большой успех выпал и на долю Екатерины Валерьевны Редниковой (р. 17.05.1973) — премия «Ника» (1998) за лучшую женскую роль в фильме «Вор». Снималась в фильмах: «Каменская» (1999, сериал), «Русские в городе ангелов» (2002, сериал), «Диверсант» (2004, сериал), «Большое зло и мелкие пакости» (2005, сериал), «Охота на асфальте» (2005), «Архангел» (2005, сериал), «Последний бронепоезд» (2006), «9 месяцев» (2006, сериал), «Смерш» (2007), «Тот, кто гасит свет» (2008), «Подарок Сталину» (2008), «Стерва» (2009), «Правосудие волков» (2010), «Подарок судьбы» (2010) и др.

Когда «Вора» выдвинули на «Оскар», Редникова поехала в Голливуд, где подружилась с Милой Йовович, снялась в нескольких фильмах.

Мировая премьера фильма состоялась 13 сентября 1997 года на Международном кинофестивале в Венеции. И ровно через месяц — в Москве, в ККЗ «Пушкинский».

«Вор» получил 6 премий «Ника», включая «Лучший фильм года», был номинирован на премии: «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», «Феликс» в категории «Лучший европейский фильм», завоевал специальный приз жюри МКФ в Венеции.

Кроме того: специальный приз жюри («Золотая медаль президента Сената»); приз ЮНИСЕФ (Детский фонд ЮНЕСКО), приз молодежного жюри на МКФ в Венеции-97; призы за лучшую режиссуру, за лучшую мужскую роль (В. Машков), приз жюри дистрибьюторов на ОКФ стран СНГ и Балтии «Киношок-97» (Анапа); призы за лучшую мужскую роль (В. Машков), приз «Золотой петушок-97» в категории «Лучший отечественный фильм на видеоносителях», «Лучшая женская роль» (Е. Редникова); премия «Золотой Овен» за 1997 год в категориях «Лучшая актриса» (Е. Редникова), «Лучший актер» (В. Машков), «Лучшая детская роль» (М. Филипчук), «Лучший продюсер» (Игорь Толстунов); специальный приз актерского конкурса премии деловых кругов «Кумир-99» В. Машкову.

Фильм с успехом прошел в 21 стране.

Фразы из фильма, ставшие крылатыми.

Ты можешь хоть сто раз обоссаться, но ты должен победить (Толян).

Кого боятся, тот и главный (Толян).

Ворошиловский стрелок (1999).

Режиссер Станислав Говорухин.

Сценаристы Александр Бородянский, Станислав Говорухин, Юрий Поляков.

Оператор Геннадий Энгстрем.

Композитор Владимир Дашкевич.

В главных ролях:

Михаил Ульянов — Иван Федорович Афонин.

Анна Синякина — Катя Афонина.

Илья Древнов — Вадим Пашутин.

Алексей Макаров — Борис Чуханов.

Марат Башаров — Игорь Зворыгин.

Владислав Галкин — Алексей Подберезкин.

Александр Пороховщиков — Пашутин.

Ирина Розанова — Ольга, мать Кати.

Сергей Гармаш, Георгий Мартиросян, Вячеслав Голоднов, Владимир Семаго, Сергей Апрельский, Алексей Шевченков, Николай Суров и др.

Производство: «НТВ-Профит».

В 1993 году вышел роман известного детективного писателя Виктора Пронина «И будет немножко больно (Женщина по средам)». Вроде как вполне заурядная история о том, как трое подонков изнасиловали девушку. И были уверены в своей полной безнаказанности, потому как из золотой молодежи, а девушка Катя, так некстати им подвернувшаяся, — внучка пенсионера-железнодорожника. А эта девочка — светлая, чистая, несовременная, как тургеневская барышня в мини-юбке, — свет в окошке для деда, который померк. Власти над ним глумятся, откровенно предлагают взять деньги и замолкнуть. Вот и берет старик — не деньги! — правосудие в свои руки.

Эта история заинтересовала Станислава Говорухина, который всегда снимал разное по жанру и стилистике кино, но всегда с ярко выраженной авторской позицией. А здесь она была проста: не может общество с изувеченной моралью защитить своих членов, значит, они имеют моральное право защитить себя сами.

По выходе фильма в прессе поднялась страшная шумиха: даже известные кинокритики предпочитали дискутировать не по поводу художественных достоинств-недостатков картины, а по поводу моральных аспектов поступка главного героя, вершившего самосуд. Ну, они пошумели, «поклеймили», да и остались в прошлом, а фильм до сих пор современен, потому как затронутые в нем проблемы не исчезли, и зрители полностью на стороне Ивана Федоровича, который отомстил, и участкового милиционера Подберезкина, который понял и помог.

Главную роль в картине сыграл один корифеев нашего театра и кино Михаил Александрович Ульянов (20.11. 1927—26.03.2007). Всю жизнь он был предан родному Театру имени Вахтангова, худруком которого был 20 лет. В кино сыграл много ярких, запоминающихся ролей: Данилов («Простая история», 1960), Бахирев («Битва в пути», 1961), Егор Трубников («Председатель», 1964), Митя Карамазов («Братья Карамазовы», 1968), генерал Чарнота («Бег», 1970), Егор Булычев «Егор Булычев и другие» (1971), маршал Жуков («Освобождение», 1976; «Блокада», 1978; «Сталинград», 1989) и др., они вошли в Золотой фонд нашего кино. При всей массе наград и званий он никогда не был «памятником самому себе», любил неожиданные острохарактерные роли: как этот, так и не ставший «городским» дед, мстящий за поруганную честь внучки («Ворошиловский стрелок», 1999), или облеченный властью безымянный негодяй («Без свидетелей», 1983), или Понтий Пилат («Мастер и Маргарита», 1995) — они такие разные и такие «типичные». Ульянов, как зеркало эпохи, показывал нам нас, современников. За роль в этом фильме Ульянов в 2000 году получил «Нику» в номинации «Лучшая мужская роль».

В роли Кати снялась студентка Государственного музыкального училища имени Гнесиных Анна Синякина (р. 26.06. 1981). После успеха в этом фильме она окончила актерский факультет РАТИ, играет в театре «Школа драматического искусства», снимается в кино («Таксистка-2» (2005), «Конец света» (2006), «Гонка за счастьем» (2006–2007), «Виола Тараканова. В мире преступных страстей — 3» (2007), «Палата № 6» (2009) и др.).

Александр Шалвович Пороховщиков (p. 31.01.1939) сыграл психологически глубокую и драматичную роль полковника милиции Пашутина, человека, у которого, возможно, и были когда-то идеалы, но развращенного властью, правом сильного защитить своего поддонка-сынка. Он много снимался в кино, в том числе в фильмах: «Ринг» (1973), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), «Звезда пленительного счастья» (1975), «Ищи ветра…» (1978), «Город принял» (1979), «Два долгих гудка в тумане» (1980), «Лунная радуга» (1983), «Следствие ведут знатоки. Дело 22» (1988), «Тридцатого уничтожить!» (1992), «Ворошиловский стрелок» (1999), «Империя под ударом» (2000, сериал), «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя. Дело № 23» (2002, сериал), «Удар лотоса — 2. Сладкая горечь полыни» (2002), «Кадетство» (2006, сериал), «Исаев» (2009, сериал) и др.

Алексея Макарова, Марата Башарова и Илью Древнова по-настоящему заметили именно после этой картины. Они успешны и много снимаются.

Фразы из фильма, ставшие крылатыми.

— А как же законная власть?

— А где ты ее видел, законную-то? Одни флаги, кабинеты, и в каждом кабинете хмырь сидит.

Пашутин. Гляди, старик, не промахнись.

Афонин. Не бойся, не промахнусь.

Катя. Дедушка, что они ищут?

Афонин. Совесть. Совесть потеряли, вот и ищут.

— Только сразу предупреждаю: деньги не со мной.

— А где?

— Тебе адрес записать или запомнишь?

Пашутин. Ты это напрасно сделал, старик.

Афонин. А я еще ничего не сделал.

Пашутин. Только собираешься?

Афонин. Только собираюсь.

— Это тебе, что ли, «плетка» нужна?

— Плетка нужна вам — телок гонять. А мне нужна винтовка.

В августе 44-го (2000).

Режиссер Михаил Пташук.

Сценарист Владимир Богомолов (от авторства отказался).

Оператор Владимир Спорышков.

Композитор Александр Градский.

В главных ролях:

Евгений Миронов — Алехин.

Владислав Галкин — Таманцев.

Юрий Колокольников — Блинов.

Сергей Кравец — сержант Хижняк.

Александр Феклистов — подполковник Поляков.

Алексей Петренко — генерал Егоров.

Ярослав Бойко — капитан комендатуры.

Александр Балуев — Мищенко.

Беата Тышкевич — пани Гролинская.

Радослав Пазура — Казимир Павловский.

Юрий Пристром, Александр Ефимов, Виктор Павлов, Альберт Филозов, Рамаз Чхиквадзе, Каролина Грушка, Александр Лабуш, Алексей Панин, Юрий Цурило, Анна Казючиц и др.

Производство: «Ивитос» (Россия) при участии Министерства культуры РФ, Министерство культуры и печати РБ, киностудия «Беларусьфильм».

В № 10, 11, 12 журнала «Новый мир» за 1974 год увидел свет роман писателя, бывшего офицера ГРУ Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» и был восторженно встречен читателями. Потом он вышел книгой «Момент истины» и сразу стал бестселлером. Роман переведен на три десятка языков, выдержал более ста изданий (как ни странно для снискавшего известность произведения под разными названиями: «Убиты при задержании…», «Возьми их всех!..», «Чрезвычайный розыск: В августе сорок четвертого»), тираж превысил несколько миллионов экземпляров.

Естественно, романом, в котором, помимо лихо закрученного детективного сюжета, была так правдиво, почти с документальной точностью показана работа офицеров Смерша по поиску немецких шпионов, заинтересовалось кино.

В 1975 году на «Мосфильме» экранизировать роман доверили известному литовскому кинорежиссеру Витаутасу Жалакявичюсу, ставшему классиком советского кино после фильма «Никто не хотел умирать» (1966). Он пригласил на главные роли Сергея Шакурова (Алехин), Анатолия Азо (Таманцев), Борислава Брондукова (Хижняк). Съемки вовсю шли до 21 октября 1975 года и были остановлены в связи с внезапной кончиной литовского актера Бронюса Бабкаускаса, игравшего роль генерала Егорова. Кроме того, автор сценария Владимир Богомолов еще раньше подал в суд на руководство «Мосфильма» за искажение идеи сценария. Киноначальство впервые отсмотрело отснятый материал и пришло в ужас: Жалакявичюс снял эдакий вестерн, не имевший ничего общего с психологическим романом. И хотя деньги были потрачены немалые, а Богомолова слезно просили придумать что-то на отснятой основе, он отказался — более того, потребовал в любом случае снять его имя из титров. Картину закрыли.

Но тема была настолько интересной, что к ней вернулись через 25 лет. Хотя Богомолов категорически отказался сотрудничать и с новым составом съемочной группы.

Поручили новую экранизацию белорусскому режиссеру Михаилу Николаевичу Пташуку (28.01.1943 — 26.04.2002), снявшему фильмы: «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1973), «Возьму твою боль» (1980), «Черный замок Ольшанский» (1984), «Знак беды» (1986), «Наш бронепоезд» (1989), «Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание» (1992), «Игра воображения» (1995).

На этот раз производственные расходы приняли на себя две страны: Россия (70 процентов) и Белоруссия. Но съемки оказались под угрозой по причине срыва финансирования. Шло время, уходила натура, и режиссер на свой страх и риск стал снимать массовые сцены, где были задействованы тысячи военнослужащих и десятки единиц техники.

На главную роль Пташук пригласил Евгения Миронова, который, казалось, совершенно не соответствует устоявшемуся представлению о герое-разведчике. Но режиссер искал именно интеллигента, интеллектуала, который был «мозгом» разведгруппы. И актер прекрасно справился с поставленной задачей.

Евгений Витальевич Миронов (р. 29.11.1966) — один самых талантливых и востребованных актеров нашего кино, снимался в фильмах: «Анкор, еще анкор!» (1992), «Лимита» (1994), «Мусульманин» (1995), «Ревизор» (1996), «Змеиный источник» (1997), «Мама» (1999), «Дневник его жены» (2000), «Идиот» (2003, сериал), «Вечерний звон» (2003), «Превращение» (2003), «На Верхней Масловке» (2004), «Космос как предчувствие» (2005), «Побег» (2005), «В круге первом» (2006, сериал), «Охота на пиранью» (2006), «Апостол» (2008, сериал), «Утомленные солнцем — 2: Предстояние» (2010) и др.

Еще одним открытием фильма стал образ старшего лейтенанта Таманцева, созданный Владиславом Галкиным.

Владислав Борисович Галкин (25.12.1971—25.02.2010) появился в нашем кино в возрасте 10 лет, сыграв Гека в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981). Он успел сняться более чем в трех десятках фильмах и сериалах, в том числе: «Каменская» (2000, сериал), «Дальнобойщики» (2001, сериал), «По ту сторону волков» (2002, сериал), «Спецназ» (2002, сериал), «Участок» (2003, сериал), «Дальнобойщики-2» (2004, сериал), «Диверсант» (2004, сериал), «72 метра» (2004), «Мастер и Маргарита» (2005, сериал), «Диверсант. Конец войны» (2007, сериал), «Я лечу» (2008, сериал), «Котовский» (2010, сериал) и др.

За роль Таманцева он в 2002 году получил премию «Ника» в номинации «Открытие года». Кроме того, за эту роль он получил еще немало наград: специальный диплом кинопрессы на МКФ «Лістапад» «За вторую роль, ставшую первой» (2000), приз МКФ «Бригантина» в номинации «Лучшая мужская роль» (2001), Премия имени Николая Еременко в номинации «Лучшая мужская роль» (2002).

Фильм получил Гран-при МКФ «Золотой витязь» (2001), приз «За воплощение темы любви к Родине» (М. Пташуку) ОРКФ «Кинотавр», Сочи-2001 и др.

После успеха фильма Михаилу Пташуку стали поступать интересные предложения, в том числе и из Голливуда.

Он был полон творческих планов и жажды жизни, но 26 апреля 2002 года погиб в автомобильной катастрофе в Москве, куда приехал по приглашению на вручение ему «Ники»…

Фразы из фильма, ставшие крылатыми.

Капитан комендатуры. А почище повязки у вас не нашлось? Из нее же суп можно варить.

Алехин. Повязку, между прочим, мы взяли у вас в комендатуре.

Бабушка приехала. Гребенка больше не нужна (шифровка).

Запомните две условные фразы: «Не могу понять» — означает «предельное внимание», «Будьте любезны» — значит «полная боевая готовность» (Алехин).

Диверсант. Может быть, вы нас по стойке «смирно» еще поставите?

Алехин. Это… я поставлю. Если это понадобится, я поставлю.

Нам нужны агенты. Живые. Нам нужен момент истины. А войсковая операция чаще всего дает трупы (Егоров).

Толк будет. Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете (Таманцев).

Мы, понимаешь, это, работники комендатуры… впрочем, наше дело маленькое. Наше дело прокукарекать, а там хоть и не расцветай… (Алехин).

Это тебе не мамочкина бахча, где каждый арбуз знаком и лично симпатичен (Таманцев).

Таманцев. Я отсюда никуда не пойду.

Алехин. Я прикажу — и пойдешь. Побежишь так, что «виллис» обгонишь.

Я виноват. Должен был подставить свою голову, но, извините, не успел (Таманцев).