Государственный музей искусств Копенгаген.

Якоб Йорданс (1593–1678) Пожертвование. Петр, находящий серебряную монету в пасти рыбы (Переправа до Антверпена) 1616–1634. Холст, масло. 279,5x467.

Холст Якоба Йорданса восходит к Евангелию от Матфея, описывающему историю о том, как Христос послал апостола Петра на озеро в Капернаум, где тот чудесным образом обнаружил в рыбьей пасти монету. Она была внесена Спасителем и его учениками в качестве обязательного пожертвования в Иерусалимский храм. К этому мотиву отсылает фигура, изображенная художником справа на причале. Над ней склонились персонажи, с большим удивлением наблюдающие за происходящим. Тем не менее большая часть картины отдана сцене, имеющей гораздо большее отношение к повседневным реалиям Фламандии XVII века, а не к евангельским сюжетам. Мастер написал только что подошедшее к пристани судно, переполненное домашними животными и людьми разных возрастов и национальностей. Борта парусника трактованы почти вровень с водой, которая даже заливается внутрь. На лицах всех пассажиров написано крайнее беспокойство.

Две сцены, помещенные на одном полотне, никак не связаны между собой. Группа персонажей, занятая вылавливанием чудесной рыбы, полностью поглощена процессом. Никто не обращает внимания на судно. В то же время ни один из пассажиров, утомленных тяготами водного путешествия в тесноте по неспокойному озеру, не замечает процесс извлечения серебряной монеты из рыбьего рта. Таким образом появляется впечатление суетливой будничности, в которой чудеса происходят между делом.

Картина написана в лучших традициях барокко: Йордане передает аффектацию обитателей судна и героев, занятых рыбой. В обоих сюжетах в значительной мере присутствует напряженность, усугубляемая неспокойными водами и тучами, несущимися по небу. Последние помогают усилить впечатление динамики. Меж ними проглядывает солнце, выхватывающее своими яркими лучами лишь нескольких действующих лиц. Чередование светлых и затененных участков, заимствованное у Караваджо, также создает ощущение движения. Герои, осуществляющие переправу, трактованы на переднем плане работы в сложных позах с той же целью. Их мощные рельефные тела прикрыты лишь набедренными повязками. Некоторые пассажиры придерживают шляпы, чтобы те не были унесены ветром, колышущим убираемый парус.

Якоб Йорданс (1593–1678) Пожертвование. Петр, находящий серебряную монету в пасти рыбы (Переправа до Антверпена) 1616–1634. Холст, масло. 279,5x467. Искусство XVII века. Государственный музей искусств Копенгаген.