Государственный музей искусств Копенгаген.

Карл Блох (1834–1890) В римской таверне 1866. Холст, масло. 148,5x177,5.

Известный датский художник Карл Блох был буквально захвачен жаждой рисовать, поэтому вопреки воле родителей самостоятельно отправился в центр искусств того времени — Италию. По дороге он оказался в Нидерландах, где познакомился с творчеством Рембрандта. Этот мастер оказал неизгладимое впечатление на юного датчанина. В первые двадцать лет своей жизни Блох создавал в основном картины на темы повседневного быта итальянцев. Его привлекали южная сочность красок и богатство светотеневых эффектов.

Представленная работа прекрасно иллюстрирует качества жанровой живописи художника. Позже он прославится и монументальными фресками на историко-религиозные темы, выполненными для родного Копенгагена. На первый взгляд кажется, что это типичная идиллическая, даже экзотическая для северян облагороженная картинка будней итальянской таверны. Однако при более внимательном рассмотрении зрителя привлекает взгляд героев. Они смотрят одновременно весело, зазывно и с недоверием, даже агрессивно. Этому соответствуют и выставленные вперед, словно обороняющиеся нож и вилка. В композиции как бы две сценки. На первом плане сидит компания молодых людей, они уже осушили один кувшин с вином. Цвета их одежды по-крестьянски яркие. Блох очень пластично, осязаемо пишет фактуру нарядов и тяжесть драпировок. На втором плане изображена совсем другая группа посетителей, видимо, также завсегдатаев остерии. Это три коммерсанта в серых однотонных костюмах. Они не веселятся, не отвлекаются на зашедших, а оживленно беседуют о делах. В умении создавать двойственные, сложные по гамме чувств ситуации заключался большой дар мастера, привлекательный для современников. Художник писал картины, которые поражали их каким-то особым реализмом, потрясающей достоверностью деталей, ситуаций, точными психологическими характеристиками. В 1886 умерла горячо любимая жена Блоха, оставив его одного с восемью детьми. Мастер вскоре, в 1890, скончался от рака. Газеты писали, что с его смертью датское искусство потеряло своего величайшего представителя.

Карл Блох (1834–1890) В римской таверне 1866. Холст, масло. 148,5x177,5. Искусство XIX–XX веков. Государственный музей искусств Копенгаген.