Государственный музей искусств Копенгаген.

Герард ван Хонтхорст (1590–1656) Музицирующее общество 1623. Холст, масло. 117x146.

Герард ван Хонтхорст — известный нидерландский художник XVII века, последователь Караваджо, применявший его светотеневые приемы. Хонтхорст совмещал выразительность ночных сцен, где фигуры выступают из темноты, а лица озарены резким светом, с сюжетами дружеских посиделок, галантными сценами. Конечно, он вслед за великим предшественником писал и религиозные сцены, используя смелые ракурсы и контрапункты.

«Музицирующее общество» — полотно, традиционное для популярной живописи того времени, это одновременно и жанровая сцена, и портрет, но художник не стремится выделить лица людей, они важны ему как статисты. Такие изображения героев крупным планом впервые ввел Караваджо, и полуфигурные композиции чрезвычайно быстро стали распространены во многих европейских странах, в том числе в Голландии.

Чем привлекали живописцев, а вслед за ними и покупателей, сцены, изображающие отдельный жизненный эпизод? Хонтхорст создал неприхотливый сюжет, где трое персонажей читают нотную тетрадь, а четвертый им наигрывает. Он не претендует на глубокий смысл, однако живопись с эффектными светотеневыми контрастами, а также общее настроение беззаботного вечера привлекают внимание.

За свою творческую жизнь мастер, принадлежавший к группе так называемых утрехтских живописцев, создал несколько подобных полотен с похожим расположением персонажей и световыми акцентами.