Государственный музей искусств Копенгаген.

Искусство XVIII века.

Искусство XVIII века. Государственный музей искусств Копенгаген.

Якоб ван Лоо. Диана и ее нимфы. 1754.

Якоб ван Лоо. Диана и ее нимфы. 1754. Искусство XVIII века. Государственный музей искусств Копенгаген.

Никола Ланкре (1690–1743) Дети играют на свежем воздухе 1705–1743. Холст, масло. 27x32,5.

Никола Ланкре — известный художник Франции эпохи рококо. Он писал в основном под сильным влиянием современника Антуана Ватто, который и задал моду на изображение галантных сценок, пасторалей, сельских прогулок, веселых пикников, а также прославил в своих работах персонажей комедии дель арте, разнообразные маскарады, увеселения и балы. Сейчас о Ланкре в большинстве знают специалисты, однако его произведения доступны российским любителям искусства, ими можно полюбоваться в петербургском Эрмитаже. Он владеет большим количеством работ мастера («Весна», «Общество в саду» и другие).

Данная картина типична для творчества художника и живописи рококо в целом. Ее мастера, а также их заказчики все больше и больше начинают интересоваться спецификой общественной жизни, проявляя интерес к представлению в живописи, литературе и театре сцен общения членов разных кругов общества между собой. Наряду с роскошными картинами досуга аристократии художники изображают и более жанровые, пасторальные сценки. Например, это полотно создано как иллюстрация повседневности. Теме соответствует стиль: легкое касание кисти, свободные движения детей, общая динамика картины. Кажется, что деревья качаются в такт героям. Как уже говорилось, в период рококо у публики проявляется интерес к законам социального устройства общества. Поэтому здесь внимательный зритель того времени смог бы увидеть изображение куртуазных правил поведения аристократии, а также намеки на отношения между полами: девочки играют, а мальчик пытается завоевать внимание одной из них. Современному человеку этот эротический мотив не так сильно бросается в глаза, как французу XVIII века.

Никола Ланкре (1690–1743) Дети играют на свежем воздухе 1705–1743. Холст, масло. 27x32,5. Искусство XVIII века. Государственный музей искусств Копенгаген.

Франческо Солимена (1657–1747) Благовещение 1672–1747. Холст, масло. 129x75,8.

Франческо Солимена — прославленный художник из Неаполя, работавший в стиле позднего барокко. Его искусство наряду с творчеством таких мастеров, как Лука Джордано и Маттео Претти, стало визитной карточной итальянской академической живописи XVIII века. Сейчас в это трудно поверить, в истории искусства на первый план вышли другие творцы, но в то время Солимена был одним из самых высокооплачиваемых художников в стране.

Автор пишет темными красками, на их фоне особенно привлекает внимание странный, мистический, холодноватый и «фактурный» свет, льющийся на фигуры. Чуть небрежная манера живописи в данном произведении не должна удивлять. Специалисты полагают, что это штудия, подготовительная работа для картины. Однако уже здесь видно, какую важную роль в своих композициях художник отдает игре света.

Франческо Солимена (1657–1747) Благовещение 1672–1747. Холст, масло. 129x75,8. Искусство XVIII века. Государственный музей искусств Копенгаген. Франческо Солимена (1657–1747) Благовещение 1672–1747. Холст, масло. 129x75,8. Искусство XVIII века. Государственный музей искусств Копенгаген.

Джованни Доменико Тьеполо (1727–1804) Триумф Пульчинеллы 1760–1770. Холст, масло. 35x57,5.

В коллекции музея хранится работа итальянского художника эпохи барокко и рококо Джованни Доменико Тьеполо. Он — сын знаменитого Джованни Баттисты Тьеполо, крупнейшего мастера рококо, представителя венецианской школы. Долгое время Джованни Доменико был под влиянием стиля отца, однако к середине XVIII века выработал собственную авторскую манеру.

Живописец создал несколько картин, иллюстрирующих жизнь простодушного весельчака Пульчинеллы. Он — один из наиболее популярных персонажей народного площадного театра. Известность героям комедии дель арте принесло искусство рококо, отличающееся интересом к «легким» темам, нежным цветам и изысканности манеры как художника, так и портретируемых. Персонажи названной комедии позволяли вводить в полотна фривольные, сатирические сценки. Так соединялись высокий стиль рококо и внимание к простым радостям жизни, человеческим страстям.

Данная работа принадлежит целой серии картин Тьеполо, в которой он изображает бродячих музыкантов, актеров и просто шарлатанов. Пульчинелла — аналог нашего Петрушки, его представляли с длинным носом в конусообразной шляпе. Живописец был пленен образом доброго, но незадачливого героя, который постоянно попадал в смешные ситуации. Мастер создал более ста рисунков с его изображением. Зритель того времени оценил бы юмор сцены. Тьеполо-младший пародирует традиционные парадные сцены триумфа, которые любили писать художники барокко в больших историко-аллегорических полотнах.

Джованни Доменико Тьеполо (1727–1804) Триумф Пульчинеллы 1760–1770. Холст, масло. 35x57,5. Искусство XVIII века. Государственный музей искусств Копенгаген.

Николай Абильдгаард (1743–1809) Раненый Филоктет 1775. Холст, масло. 123x175,5.

Датский мастер Николай Абильдгаард считается представителем неоклассического направления в живописи. В 1772 он отправился в желанное для творцов того времени путешествие в главный центр европейского искусства — Рим. Такой поездкой премировали только лучших учеников Академии художеств.

Абильдгаард провел в Вечном городе пять лет. На представленном монументальном полотне, созданном там, изображен легендарный герой Филоктет. Юноша был одним из участником Троянской войны. Он кричит от боли из-за укуса ядовитой змеи. Современники автора знали, что по сюжету после ранения героя ожидала проверка терпения. Ему пришлось отказаться от участия в походе и продолжительный период жить на уединенном острове и залечивать рану. Спустя долгое время воина, измученного физическими и нравственными страданиями (не участвовать в походе, несомненно, было позором), соратники снова призвали в отряд.

Композиция картины строится исключительно на эффектной позе мужчины. Кажется, что не сюжет привлекает художника, а возможность запечатлеть натренированное тело. Свет равномерно выделяет каждый изгиб и мускул Филоктета, фон и предметы на заднем плане остаются в тени. Живописец строит интригу на противоположных чувствах: неудержимом выражении боли и спокойной уверенности воина.

По свидетельствам датских историков искусства, именно в этот период местные мастера были увлечены новой задачей — показать эмоции легендарных героев в монументальных полотнах. После нескольких столетий философски понимаемых натюрмортов, где каждый предмет намекал на божественный смысл миропорядка, датчане искали возможность выразить красоту целого вихря чувств. Самым сложным и желанным для живописцев стало изображение пафоса трагичности существования человека в мире, одиночества героя, которого окружают силы зла.

Николай Абильдгаард (1743–1809) Раненый Филоктет 1775. Холст, масло. 123x175,5. Искусство XVIII века. Государственный музей искусств Копенгаген.

Жан-Франсуа Пьер Пейрон (1744–1814) Смерть Сократа 1786 или 1787. Холст, масло. 98x133,5.

Сейчас имя художника Жана-Франсуа Пьера Пейрона почти не известно широкому зрителю. Этот французский живописец работал в неоклассическом стиле и в то время, в конце XVIII века, был гораздо популярней, чем ныне всемирно знаменитый классик данного направления Жак-Луи Давид. Знакомство и соперничество с ним мучило Пейрона на протяжении всей творческой карьеры. На ежегодной официальной выставке работ живописцев и скульпторов французской Академии художеств, знаменитом Салоне, в 1787 оба состязающихся между собой мастера представили полотна с одинаковой темой — «Смерть Сократа».

Будучи любимым живописцем французской монархии, Пейрон выполнил данную картину по заказу министра культуры. Ее сюжет призван показать мужество и добродетельность одинокого героя. Жизнь Сократа, одного из величайших философов мира, была наполнена удивительными событиями и вдохновенными находками. Древнегреческий мудрец не противился смерти, он считал ее выздоровлением, освобождением от земных оков, тягот и интриг общества. Последний день Сократа был подробно описан его учеником Платоном в диалоге «Федон». Композиция полотна построена по традиции того времени: мастер размещает героев фризообразно — по одной линии, как на рельефах. Такая театральная, сценическая постановка позволяла художникам создавать подробный и ясный, полный достоинства рассказ. Персонажи, их жесты, эмоции на лицах были хорошо видны зрителю, не требовалось никаких усилий, чтобы разглядеть всю сцену (в отличие от произведений эпохи барокко).

Интересно, что работа Жака-Луи Давида выполнена похоже и сразу же привлекла внимание посетителей Салона, проходившего в стенах Лувра, его посещали самые влиятельные лица страны. Пейрон решил снять с показа свою картину и выставил ее лишь на несколько дней перед самым закрытием. Вся любовь публики была отдана сопернику, а большинство критиков тогда сошлись во мнении, что Пейрон потерпел поражение в своеобразном соревновании.

Жан-Франсуа Пьер Пейрон (1744–1814) Смерть Сократа 1786 или 1787. Холст, масло. 98x133,5. Искусство XVIII века. Государственный музей искусств Копенгаген. Жан-Франсуа Пьер Пейрон (1744–1814) Смерть Сократа 1786 или 1787. Холст, масло. 98x133,5. Искусство XVIII века. Государственный музей искусств Копенгаген.

Франческо Гварди (1712–1793) Праздник бучинторо в Венеции 1727–1793. Холст, масло. 98x138.

Франческо Гварди считается одним из талантливейших итальянских ведутистов. Он принадлежал знаменитой венецианской школе этого жанра, которая расцвела в XVIII веке. Ее мастера создали холсты, до сих пор считающиеся классикой данного направления. Что больше всего ценилось в ведуте? Поклонники отдавали должное документальной точности изображенного, максимальной реалистичности сцен при монументальной трактовке пространства, созданию ощущения простора и роскошным светотеневым эффектам небес.

Гварди изобразил праздник лодок в Венеции. Бучинторо — это традиционная церемониальная галера, на которой путешествовали местные дожи. Интересно, что первоначально в городе существовал особый обряд — «Обручение с морем». Властелин Венеции выезжал на бучинторо в Адриатику и символически сочетался с нею браком. Это означало господство дожа над морем. Со временем церемония превратилась в красивый праздник, на нем собирались все — от высшей знати до последних бедняков. Гварди старательно прорисовывает окрестности знаменитого канала Святого Марка. Зритель сразу узнает розовый фасад Дворца дожей с башней Святого Марка. Она образует почти единственную вертикальную доминанту на полотне.

Ф. И. Тютчев, бывавший в городе, написал стихотворение «Венеция», которое прекрасно иллюстрирует изображенное на картине действо:

Дож Венеции свободной Средь лазоревых зыбей, Как жених порфирородный, Достославно, всенародно Обручался ежегодно С Адриатикой своей.
Франческо Гварди (1712–1793) Праздник бучинторо в Венеции 1727–1793. Холст, масло. 98x138. Искусство XVIII века. Государственный музей искусств Копенгаген.

Йенс Юэль (1745–1802) Нильс Риберг с сыном Иоганом Кристианом и невесткой Энгельке, урожденной Фальбе 1797. Холст, масло. 253x336,5.

Йенс Юэль считался ведущим портретистом Дании последней четверти XVIII века. За свою жизнь он создал более тысячи портретов! Представленное произведение демонстрирует качества работ, прославившие мастера. Герои картин всегда очень изысканы, благородны, имеют приятную внешность и манеры. Юэль тщательно выписывал, казалось бы, незначительные детали, которые много говорили о положении моделей.

Богатый торговец Нильс Риберг показан сидящим на скамье в парке, принадлежащем имению Фредериксхавн. Рядом с ним — его сын и невестка. Художник изобразил их приветливо, но учтиво и сдержанно общающимися друг с другом. Этот семейный портрет чрезвычайно характерен для искусства рубежа XVIII–XIX веков. Знатные или состоятельные горожане всех европейских стран заказывали живописцам подобные. Их персонажи, как и представленные, обычно отличались идеализированными, даже немного слащавыми чертами. Хозяева желали, чтобы такие портреты украшали гостиные и служили бы прекрасным предметом для рассказов о достоинствах семьи гостям дома.

Картина должна свидетельствовать о состоятельности, благополучии и высоких моральных качествах моделей. Чего стоят ее размеры — Риберг заказал работу более трех метров в длину. Сын делает жест рукой, словно указывая на просторы владений, а его жена взирает на зрителя, демонстрируя свою красоту. Ее взгляд при этом спокоен и благожелателен, все говорит о полагающейся женщине ее круга добродетельности. Отец и сын очень тепло смотрят друг на друга — художник и его заказчик дают понять, что в семье царят мир, взаимопонимание и согласие.

Новой чертой в таких портретах стало щедрое изображение природы, персонажи показаны в великолепном окружении зелени ухоженного родового парка. На заднем плане открывается вид на равнину.