Музей изящных искусств. Гент.

Фрагмент.

История осады и взятия Титом Иерусалима в 70 н. э. находит свое отображение в произведении Венского мастера, работавшего в Генте во второй половине XV века. Эта деревянная панель — пределла, нижняя часть алтарного полиптиха, которая оставалась видна, даже когда он был сложен и закрыт. К сожалению, местонахождение самого произведения неизвестно.

По желанию мастера воспроизвести как можно больше эпизодов кампании в одном пространстве и стилю написания картина ясно напоминает живопись средневековых книжных миниатюр. История развивается слева направо: вот продвигается кавалерия, высятся кресты с распятыми заключенными, происходит осада городских стен, затем воины прорывают оборону и входят в город, где находятся храм Соломона и на холме замок Антония. Захватчики без сожаления убивают и мучают мирное население. Художник тщательно выписывает каждый персонаж и его одеяние, стальную униформу военных, сбрую лошадей, он тщательно фиксирует все ужасы и зверства войны, действия солдат, отчаяние горожан. Иерусалим неоднократно подвергался изнуряющим осадам, но эта кампания Тита, сына римского императора Веспасиана, превзошла по масштабам все предыдущие. Город оказал отчаянное сопротивление, и только большое численное превосходство войск и наличие мощной осадной техники обеспечили римлянам кровавую победу.

Мастер актуализировал древнее сказание, сравнивая армию Тита с Максимилианом Габсбургом и его отцом — императором Священной Римской империи Фридрихом III (на штандартах захватчиков красуется узнаваемый герб Фридриха — черный орел на желтом фоне). Их войска не раз выступали против фламандских городов, а в 1488 безуспешно вели длительную осаду мятежного и независимого Гента.

Фрагмент. Искусство XIV–XV веков. Музей изящных искусств. Гент.