Музей изящных искусств. Гент.

Фердинанд де Бракелер (1792–1883) Летучая мышь 1860. Дерево, масло. 105,6x142,7.

Фердинанд де Бракелер, отец известного бельгийского живописца Анри де Бракелера, писал работы на исторические темы в стиле неоклассицизма, а затем переключился на юмористические жанровые сценки.

В картине «Летучая мышь» де Бракелер показал интерьер уютного бюргерского жилища, в котором буквально на глазах все превратилось в хаос — перевернуты стулья, падает посуда, владельцы и жильцы в ужасе и буквально сбились с ног. И что является тому причиной? Маленькая летучая мышь, случайно залетевшая в дом, настоящую охоту на которую начали его обитатели. До XX века под воздействием древнего поверья, усугубленного литературными произведениями XIX столетия Джозефа Шеридана ле Фаню и Брэма Стокера, летучая мышь считалась олицетворением зла, ночью она якобы превращалась в ужасного монстра-вампира, пьющего кровь спящих людей. Де Бракелер использовал это суеверие в сюжете. Взрослые и дети проигрывают шустрому летучему созданию, его не так-то просто поймать. Композиция строится по строгим академическим правилам и по характеру исполнения почти не отличается от жанровой живописи XVII–XVIII веков. Интересно сравнить эту работу с другим произведением художника — «Ловля мыши» (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва), в котором хозяева пытаются справиться с обыкновенной полевой мышью, но также несут большие потери.

Фердинанд де Бракелер (1792–1883) Летучая мышь 1860. Дерево, масло. 105,6x142,7. Искусство XIX–XX веков. Музей изящных искусств. Гент. Фердинанд де Бракелер (1792–1883) Летучая мышь 1860. Дерево, масло. 105,6x142,7. Искусство XIX–XX веков. Музей изящных искусств. Гент.