Музей изящных искусств. Гент.

Теодор Ромбоутс (1597–1637) Аллегория пяти чувств 1632. Холст, масло. 207x288.

Теодор Ромбоутс (1597–1637) Аллегория пяти чувств 1632. Холст, масло. 207x288. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Корнелис де Вос (1584–1651) Семейный портрет 1630. Холст, масло. 143,5x204,5.

Младший современник и друг Питера Пауля Рубенса, фламандский живописец Корнелис де Вос успешно трудился в различных жанрах. Он считался прекрасным портретистом, но также создавал величественные картины на известные религиозные и мифологические сюжеты.

Талант художника особенно проявился в портретах зажиточных горожан, которые он писал между 1620 и 1640. Представленный семейный портрет относится к числу самых жизненно убедительных произведений Де Воса. Его мастерство проявляется в расположении персонажей, ровном нейтральном освещении и правдивом изображении детей. Де Вос был одним из первых живописцев XVII столетия, кто отошел от традиции представлять детей как маленьких взрослых. Он подчеркнул непосредственность, живость и открытость, присущую всем четырем детям в их возрасте. Композиция этого портрета четкая и ясная, автору свойственна реалистичность передачи каждой детали нарядных костюмов и ткани. Удивительна естественность в жестах моделей, держащихся за руки, таким образом показывающих, что они вместе и являются друг другу родными людьми. Существует предположение, что на этой картине изображена семья самого художника.

Корнелис де Вос (1584–1651) Семейный портрет 1630. Холст, масло. 143,5x204,5. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Франс Халс (1581/1585-1666) Портрет женщины 1640. Дерево, масло. 85,2x68,1.

Прославленный нидерландский живописец Франс Халс сам датировал этот портрет, кроме того, указал возраст изображенной — 53 года, но личность женщины в черном платье и белом гофрированном воротнике до сих пор остается неизвестной. Художник всегда стремился с помощью живописных средств передать характер модели, а не просто изобразить ее на портрете.

Строгое лицо женщины с поджатыми губами говорит о сильной и волевой личности. Ее образ смягчает лишь взгляд грустных, будто просящих о чем-то глаз. Она — олицетворение буржуазного самосознания голландского золотого века. Общий эффект этого лаконичного, без лишних атрибутов и деталей портрета достигается с помощью светотени и прямых, нервных мазков кисти, особенно заметных в прописи лица и несколько грубо выполненных рук.

Предполагается, что «Портрет женщины» образовывал дуэт с портретом мужа, но в настоящее время пара к хранящемуся в Генте произведению не обнаружена.

Франс Халс (1581/1585-1666) Портрет женщины 1640. Дерево, масло. 85,2x68,1. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Виллем Клас Хеда (1594–1680) Натюрморт с оливками 1634. Дерево, масло. 58,5x83,4.

Голландский натюрморт XVII века занял ведущее положение среди картин этого жанра европейской живописи. Эстетические принципы работ были регламентированы: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемыми объектами параллелен раме, складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, предметы рассматривались с высокой точки зрения, чтобы было легче охватить их взглядом.

Один из первых мастеров голландского натюрморта XVII века, Вилллем Клас Хеда был весьма ценим современниками и коллекционерами, хотя карьеру начинал с создания портретов и картин на религиозные сюжеты.

Данное произведение относится к так называемому монохромному натюрморту: его общая гамма выдержана в одной тональности — коричнево-серой, с немногочисленными вкраплениями розоватого и голубого цветов. Кажущийся случайным набор продуктов и посуды — старательно созданная композиция. Хеда заботливо передает объемы различных предметов, расположившихся на белоснежной льняной скатерти, застеленной поверх синего бархатного полотна. Изысканно сервированный стол дополняют недоеденный кусок пирога с ежевикой, обязательный атрибут голландского натюрморта — лимон, изящно срезанная корка которого, закручиваясь, свисает вниз, наполовину полный бокал с вином и зеленые оливки на блюде. Исходящий от окна свет мастер фиксирует на поверхности лежащего на боку серебряного кубка. Стеклянные и металлические сосуды добавляют произведению основательности, но их цвет почти сливается с общей серебристой гаммой. Интересно, что в данную работу Хеда вводит фантазийный пейзажный фон с дворцовым сооружением вместо обычного темного задника.

Виллем Клас Хеда (1594–1680) Натюрморт с оливками 1634. Дерево, масло. 58,5x83,4. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Виллем Клас Хеда (1594-около 1682) Натюрморт с ветчиной и хлебом 1649. Дерево, масло. 59,8x79,4.

В представленной работе Хеда обращается к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Вещи только кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно, словно еще помнят прикосновения человека, следы его недавнего присутствия: в бокале недопито вино, надрезан лимон, порезана часть окорока, упала серебряная вазочка. Композиция произведения тщательно продумана, она окутана мягким рассеянным светом на сером или светло-оливковом фоне в границах коричневато-золотистой и серо-серебристой цветовой гаммы. Условное название «монохромные завтраки» только подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.

Особенностью натюрмортов было скрытое, иносказательное значение, которым наделялись многие изображенные предметы. Для европейской культуры XVII века тема бренности всего земного была очень важной. Вещи могли нести скрытый аллегорический смысл, к примеру, серебряная посуда означала земное богатство, окорок — чувственные радости, а лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. Подобная символика с назидательным смыслом была более понятна современникам художников, чем сегодняшнему зрителю.

Виллем Клас Хеда (1594-около 1682) Натюрморт с ветчиной и хлебом 1649. Дерево, масло. 59,8x79,4. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Дэниел Зегерс (1590–1661) Цветочные букеты с Мадонной и Младенцем 1640–1645. Масло на меди. 108,8x80,7.

Уроженец Антверпена Дэниел Зегерс специализировался в жанре цветочного натюрморта и писал преимущественно гирлянды из цветов. Член ордена иезуитов, он обучался у Яна Брейгеля — непревзойденного мастера цветочных композиций. Зегерс ввел новшество — стал изображать каменные картуши, вокруг которых располагались гирлянды или букеты. Работа строилась следующим образом: Зегерс писал цветы и картуши, а композиционный центр, где затем помещалось изображение святых, оставлял для заполнения другим художникам. Некоторые его соавторы остались неизвестны, среди имен стоит назвать Корнелиса Шута, Симона де Воса и даже Питера Пауля Рубенса.

В этой работе изображение Мадонны и Младенца принадлежит кисти барочного фламандского живописца Эразма Квеллина II. Гирлянды часто состоят из нескольких букетов цветов, ассоциирующихся с Богоматерью и объединенных независимо от времени их цветения. Творчество Зегерса отличается тщательным наблюдением, легкой манерой письма и сложными колористическими гармониями. Его работы были чрезвычайно популярны среди коллекционеров того времени. Однако художник не продавал произведение, братство иезуитов использовало их как подарки для знати, жертвовавшей средства на поддержание деятельности ордена.

Дэниел Зегерс (1590–1661) Цветочные букеты с Мадонной и Младенцем 1640–1645. Масло на меди. 108,8x80,7. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Корнелий Норберт Гисбрехтс (Гейсбрехтс) (1610–1675) Обманка 1664. Холст, масло. 101,9x84,2.

Корнелий Норберт Гисбрехтс — фламандский живописец XVII века, известный преимущественно натюрмортами и изящными «обманками». Уроженец Антверпена, он состоял в гильдии живописцев Святого Луки, располагавшейся в городе. Почти пять лет Гисбрехтс провел в Копенгагене, в должности придворного художника датского короля.

«Обманка», или «тромплей» (от французского «trompe l'oile» — «обман зрения»), — разновидность натюрморта. Подобные картины получили распространение в Европе с XIV века, хотя традиция аналогичных изображений восходит к Древней Греции. Живописец мастерски создает образ трехмерных объектов на поверхности полотна, показывая их как можно более естественными, тем самым пробуждая в зрителе желание дотронуться до предметов: ощутить бархатную поверхность зеленого занавеса, развернуть и прочитать многочисленные письма, отогнуть уголки листов бумаги и узнать адресатов и отправителей, рассмотреть пистолет и музыкальные инструменты. Мастер умело использует светотень, с ее помощью передает блеск металла, подчеркивает различную фактуру вещей, стараясь сделать их осязаемыми и реальными. Иногда для большего иллюзорного эффекта «обманки» даже не вставляли в рамы, намеренно запутывая зрителя, заставляя его задуматься и как можно дольше рассматривать произведение.

Корнелий Норберт Гисбрехтс (Гейсбрехтс) (1610–1675) Обманка 1664. Холст, масло. 101,9x84,2. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Якоб Йорданс (1593–1678) Вознесение Марии 1650–1655. Холст, масло. 277,5x178.

После Питера Пауля Рубенса фламандец Якоб Йорданс был одним из самых плодовитых живописцев своего времени. Некоторые детали его алтарного образа «Вознесение Марии» имеют сходство с произведением Рубенса, написанным в 1624 для собора в Антверпене. В нижнем правом углу представленной картины можно обнаружить плохо читаемые, полустертые герб и надпись: «Dono Dedit V. D. Venne», что отсылает зрителя к семье Ван де Венн, которая выступила заказчиком. Произведение выдержано в барочном стиле и характеризуется динамизмом композиции, пышностью форм, светотеневые рефлексы контрастно подчеркивают выразительные жесты персонажей.

Один из апостолов, в центре полотна, имеет черты Абрахама Графеуса. Он был официальным гонцом гильдии Святого Луки в Антверпене — должность почетная, но для современного человека не очень понятная. Выразительное лицо Графеуса привлекало своей характерностью многих живописцев, в том числе Корнелия де Воса и Ван Дейка, но особенно им восхищался Йорданс, сделавший с него много этюдов. Один из них также находится в Музее.

Якоб Йорданс (1593–1678) Вознесение Марии 1650–1655. Холст, масло. 277,5x178. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент. Якоб Йорданс (1593–1678) Вознесение Марии 1650–1655. Холст, масло. 277,5x178. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Эгберт ван Хемскерк I (1634/1635-1704) Хирурги и брадобреи XVII век. Масло на дереве. 39,9x52,3.

Эгберт ван Хемскерк I — уроженец города Гарлема, живописец золотого века нидерландского искусства. Его родной отец был дантистом, а отчим — торговцем картинами. Произведения Ван Хемскерка — это изображения обычных современников, завсегдатаев кабачков и таверн, решенные в сатирической форме. Брадобреи и врачи особенно часто высмеивались в искусстве XVII столетия, к ним относились как к шарлатанам, выманивающим деньги у простого люда. Интересно, что до середины XVI века парикмахерам и цирюльникам разрешалось заниматься также хирургией и зубоврачебной практикой. Судя по этой картине, введенный запрет на совмещение профессий в Нидерландах не был воспринят серьезно. Помещение переполнено людьми, на первом плане врач обрабатывает рану на лице хорошо погулявшего накануне парня, рядом женщина самостоятельно перевязывает свою поврежденную руку, на скамейке расположились убогие калеки, костыль одного из них валяется неподалеку. За ширмой пациенту вырывают зуб. Очаровательна и непосредственна девочка в переднике на первом плане слева, удивленно наблюдающая за действиями врача.

В начале 1680-х мастер перебрался в Лондон. Его сатирические изображения действительности неоднократно приводили к конфликту с английским королем Карлом II. Стилистически работы живописца чрезвычайно трудно отличить от картин его сына, Эгберта Ясперса ван Хемскерка.

Эгберт ван Хемскерк I (1634/1635-1704) Хирурги и брадобреи XVII век. Масло на дереве. 39,9x52,3. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Альберт Якобс Кейп (1620–1691) Петух и курицы Вторая половина XVII века. Дерево, масло. 48x45,1.

Голландский живописец, график и гравер Альберт Якобс Кейп родился в городе Дордрехт в семье художника-портретиста Якоба Герритца Кейпа. Под его руководством он вскоре стал одним из самых значительных пейзажистов «Золотого века» нидерландской живописи. Однако сначала отец и сын работали совместно, один создавал портреты, а другой дополнял их природным фоном. Около 1645 Кейп стал развивать свой собственный стиль, который характеризовался богатой цветовой палитрой и наполненной светом атмосферой. Этот особенный свет, не слишком свойственный голландским живописцам, он приобрел под влиянием пейзажей итальянских мастеров, хотя сам никогда не бывал на юге. Помимо итальянизирующих пейзажей художник также писал натюрморты, портреты, мифологические и библейские сцены, но особого мастерства достиг в изображении различных животных.

На представленной картине домашние птицы максимально приближены к зрителю. Живописец создал как бы групповой портрет пернатых созданий, продумал их позы и место в композиции. Он любуется оперением важного петуха на первом плане и примостившихся рядом кур, вырисовывая каждое перышко так, как будто пишет изысканные костюмы и аксессуары знати. Каждая из изображенных птиц индивидуальна.

Альберт Якобс Кейп (1620–1691) Петух и курицы Вторая половина XVII века. Дерево, масло. 48x45,1. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Корнелис де Хем (1631–1695) Натюрморт с цветами и фруктами 1670. Холст, масло. 55,8x73,5.

Яркий представитель голландско-фламандской барочной живописи Корнелис де Хем обучался у своего отца, художника Яна Давида де Хема. Корнелис де Хем много работал в Лейдене и Гааге, состоял в гильдии живописцев Антверпена. Его прекрасные пышные, репрезентативные натюрморты с фруктами, цветами и музыкальными инструментами хранятся во многих европейских музейных собраниях.

Зрителя поражают удивительная достоверность и тщательность в изображении каждой детали этого сбалансированного роскошного натюрморта. На контрастном темном фоне натуралистично написаны свежие и сочные персики, виноград, благоухают ароматные цветы. Но художник включает в композицию и увядающие листья, намекая на быстротечность жизни и земных радостей. Эта работа имеет также религиозный и морализаторский смысл. Колосья пшеницы, гроздья винограда и бокал вина — символы жертвы Христа и Евхаристии. Апельсин заменяет здесь яблоко, выступая в качестве обозначения первородного греха. Цветы также соотносятся с культом Богоматери и называются цветами Девы Марии. Де Хем помещает в натюрморт пару незаметных на первый взгляд персонажей — маленьких улиток, ползущих в разные стороны по ветке лозы. Улитка — противоречивый символ, она считалась олицетворением стойкости, но в то же время лени и греха, иногда отождествлялась со злыми силами и праздностью.

Корнелис де Хем (1631–1695) Натюрморт с цветами и фруктами 1670. Холст, масло. 55,8x73,5. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.

Сэр Джошуа Рейнолдс (1723–1792) Спящая девушка Конец XVIII века. Холст, масло. 76,4x63,4.

В собрании гентского Музея изящных искусств английская школа живописи XVIII века представлена одним произведением. «Спящую девушку» Джошуа Рейнолдса нельзя назвать портретом, скорее, это штудия для исторического полотна, вылившаяся в законченную картину. Название работы и несколько театральный костюм модели навевают мысли о мифологическом или сказочном сюжете. Возможно, художник вдохновился такими литературными произведениями, как «Сон в летнюю ночь» Вильяма Шекспира или «Спящая красавица» Шарля Перро. Кто эта погруженная в сон прекрасная незнакомка — земное существо или волшебное создание, — зрителю остается только гадать. Магическое ощущение и очарование придает произведению светотеневой контраст, будто живописец запечатлел момент, когда спящую девушку обнаружил принц или возлюбленный и огнем факела осветил ее фигуру, выхватив из ночного мрака, которому она так долго принадлежала.