Музей изящных искусств. Гент.

Искусство XIV–XV веков.

Искусство XIV–XV веков. Музей изящных искусств. Гент.

Роберт Кампен. Муж скорбей. 1430.

Роберт Кампен. Муж скорбей. 1430. Искусство XIV–XV веков. Музей изящных искусств. Гент.

Пуччо де Симоне (работал во Флоренции между 1346 и 1358). Коронование Богоматери 1350. Дерево, масло. 159,6x69.

«Коронование Богоматери» — одно из самых старых произведений, принадлежащих гентскому музею. Флорентийский мастер Пуччо де Симоне, известный также как Мастер алтаря Фабриано, представил венчание Христом Девы Марии. Большая декоративность, присущая этой и многим другим итальянским картинам, досталась в наследство от византийских и готических живописных образцов. Тонко декорированный красный фон, филигранные нимбы — словно высеченные из золота диски с орнаментом, насыщенный цвет одеяний и многокрасочность оперения ангелов придают работе торжественность и радостный настрой. Необычна корона Богоматери, она — довольно точное воспроизведение императорской короны из усыпальницы в Пизе.

Шесть музицирующих ангелов у ног Христа и Девы Марии прославляют своей игрой божественное семейство. Их фигуры намного меньше, чем у двух главных героев, что связано с особым иерархическим распределением, преодоленным в искусстве более позднего времени.

Эта деревянная панель изначально была средней частью алтарного полиптиха. Две боковые части с изображением святых Катерины и Лаврентия находятся в музее Берлина.

Пуччо де Симоне (работал во Флоренции между 1346 и 1358). Коронование Богоматери 1350. Дерево, масло. 159,6x69. Искусство XIV–XV веков. Музей изящных искусств. Гент. Пуччо де Симоне (работал во Флоренции между 1346 и 1358). Коронование Богоматери 1350. Дерево, масло. 159,6x69. Искусство XIV–XV веков. Музей изящных искусств. Гент.

Венский мастер Марии Бургундской Осада и взятие Иерусалима Титом. Около 1469–1483. Дерево, масло. 30x169,4.

Венский мастер Марии Бургундской Осада и взятие Иерусалима Титом. Около 1469–1483. Дерево, масло. 30x169,4. Искусство XIV–XV веков. Музей изящных искусств. Гент.

Фрагмент.

История осады и взятия Титом Иерусалима в 70 н. э. находит свое отображение в произведении Венского мастера, работавшего в Генте во второй половине XV века. Эта деревянная панель — пределла, нижняя часть алтарного полиптиха, которая оставалась видна, даже когда он был сложен и закрыт. К сожалению, местонахождение самого произведения неизвестно.

По желанию мастера воспроизвести как можно больше эпизодов кампании в одном пространстве и стилю написания картина ясно напоминает живопись средневековых книжных миниатюр. История развивается слева направо: вот продвигается кавалерия, высятся кресты с распятыми заключенными, происходит осада городских стен, затем воины прорывают оборону и входят в город, где находятся храм Соломона и на холме замок Антония. Захватчики без сожаления убивают и мучают мирное население. Художник тщательно выписывает каждый персонаж и его одеяние, стальную униформу военных, сбрую лошадей, он тщательно фиксирует все ужасы и зверства войны, действия солдат, отчаяние горожан. Иерусалим неоднократно подвергался изнуряющим осадам, но эта кампания Тита, сына римского императора Веспасиана, превзошла по масштабам все предыдущие. Город оказал отчаянное сопротивление, и только большое численное превосходство войск и наличие мощной осадной техники обеспечили римлянам кровавую победу.

Мастер актуализировал древнее сказание, сравнивая армию Тита с Максимилианом Габсбургом и его отцом — императором Священной Римской империи Фридрихом III (на штандартах захватчиков красуется узнаваемый герб Фридриха — черный орел на желтом фоне). Их войска не раз выступали против фламандских городов, а в 1488 безуспешно вели длительную осаду мятежного и независимого Гента.

Фрагмент. Искусство XIV–XV веков. Музей изящных искусств. Гент.

Фрагмент.

Фрагмент. Искусство XIV–XV веков. Музей изящных искусств. Гент.

Последователь. Мастерская Рогира ван дер Вейдена Мадонна с гвоздикой XV век. Дерево, масло. 34,9x23,6.

Изображение «Мадонны с гвоздикой» восходит к потерянной работе фламандского художника Рогира ван дер Вейдена «Мадонна среди кустов роз», копия с которой хранится в парижском Лувре. Принимая во внимание высокое качество исполнения, теплые сочетания нежных тонов и тонкую проработку деталей одежды, становится очевидным, что картина принадлежит кисти одного из учеников Ван дер Вейдена или его последователя. Символика произведения ясно читаема — доминирующий красно-терракотовый цвет указывает на жертвенную кровь Христа, Младенец Иисус, сидящий на коленях задумавшейся и склонившей голову Богоматери, жестом руки благословляет гвоздику — традиционный символ любви и брака. Неизвестный художник не уступает мастеру в передаче теплоты и мягкости человеческого тела, изображении трогательной нежности в отношениях матери и ребенка. Камерный размер работы и ее особый интимный характер позволяют предположить, что она предназначалась для небольшой комнаты частного дома, чтобы напоминать своим владельцам о силе божественной любви.