Музей изящных искусств. Гент.

Иероним Босх (около 1450–1516) Несение креста 1515–1516. Дерево, масло. 76,7x83,5.

Безусловным шедевром коллекции гентского музея является написанная на дереве работа Иеронима Босха «Несение креста». Художник располагает головы всех персонажей параллельно картинной плоскости. Подобно оператору в кинематографе, Босх берет крупный план, находит и выхватывает отдельный стоп-кадр из многолюдной толкающейся и шумной толпы, что теснится вокруг Иисуса. Автор намеренно утрирует и делает карикатурными лица сопровождающих крестный ход на Голгофу, он стремится показать, что эти люди — вовсе не люди, раз совершили подобное злодеяние. Что человечного осталось в циничном фарисее и отвратительном монахе, поучающем измученного «доброго» разбойника в правом углу, или в группе уродливых персонажей с мясистыми лицами, кривыми зубами и носами, смеющейся над вторым разбойником в нижнем правом углу. Этот нераскаявшийся человек мало отличается от своих мучителей: ощерив злобный рот, он почти рычит на донимающих его. Босх так часто писал неприятных и отталкивающих существ рядом с людьми, что последние у него часто стали приобретать животные черты. Жаб напоминают и толстый охранник в шлеме и со щитом, и фарисей рядом с «добрым» разбойником. Крысиные черты прослеживаются в образах двух мужчин в красных шапочках, расположившихся по разные стороны от креста. Олицетворением глупости, варварства, безобразия и животной дикости выступает кричащий рядом с Христом человек, у которого серьги воткнуты в подбородок и висят цепочки. Злорадство и тупость, грубость, утонченный садизм и ненависть выражают кривляющиеся омерзительные рожи в толпе. Взгляд зрителя без содрогания останавливается лишь на резко контрастирующем с остальными персонажами одухотворенном образе Христа, запечатленном в центре картины, и спокойном лице святой Вероники, держащей плат с отпечатком лика Иисуса. Их глаза закрыты, они всматриваются в то, что предстает внутреннему взору, не обращая внимания на происходящее вокруг.

Картина «Несение креста» одновременно привлекает и отталкивает, она заставляет задуматься и постепенно зарождает в душе протест против зла в человеческой природе. Точно проработанный рисунок и светотеневая моделировка, подчеркивающая уродство персонажей, позволяют предположить, что данное произведение относится к числу последних работ великого нидерландского художника.

Иероним Босх (около 1450–1516) Несение креста 1515–1516. Дерево, масло. 76,7x83,5. Искусство XVI века. Музей изящных искусств. Гент.