Музей изящных искусств. Гент.

Виллем Клас Хеда (1594-около 1682) Натюрморт с ветчиной и хлебом 1649. Дерево, масло. 59,8x79,4.

В представленной работе Хеда обращается к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Вещи только кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно, словно еще помнят прикосновения человека, следы его недавнего присутствия: в бокале недопито вино, надрезан лимон, порезана часть окорока, упала серебряная вазочка. Композиция произведения тщательно продумана, она окутана мягким рассеянным светом на сером или светло-оливковом фоне в границах коричневато-золотистой и серо-серебристой цветовой гаммы. Условное название «монохромные завтраки» только подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.

Особенностью натюрмортов было скрытое, иносказательное значение, которым наделялись многие изображенные предметы. Для европейской культуры XVII века тема бренности всего земного была очень важной. Вещи могли нести скрытый аллегорический смысл, к примеру, серебряная посуда означала земное богатство, окорок — чувственные радости, а лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. Подобная символика с назидательным смыслом была более понятна современникам художников, чем сегодняшнему зрителю.

Виллем Клас Хеда (1594-около 1682) Натюрморт с ветчиной и хлебом 1649. Дерево, масло. 59,8x79,4. Искусство XVII–XVIII веков. Музей изящных искусств. Гент.