В царстве мифов.

Божества природы.

Адонис, финикийский бог.

Молодой соблазнитель.

Прекрасный юный Адонис подобен природе, что умирает каждую осень и возрождается весной.

Адонис родом из Финикии, его имя означает «господин». Его почитают в Библе, Александрии, Греции и на Кипре. У финикийцев Адонис — воскресающий бог весны, символ ежегодного умирания и оживления природы.

У Кинира, кипрского царя, была дочь Смирна (или Мирра). Афродита внушила ей любовь к собственному отцу, и та под чужим именем соединилась с ним во мраке ночи. Раскрыв обман, он намеревался убить ее, но Смирна бежала. Боги, чтобы защитить девушку, превратили ее в дерево мирра. В положенное время из щели в коре появился Адонис.

Возлюбленные Адониса.

Афродита доверила Персефоне воспитывать маленького Адониса. Но владычица подземного царства отказалась его вернуть. Обе богини влюбились в юношу. Рассудить их спор взялся Зевс, который решил, что Адонис будет треть года жить с одной, треть — с другой, а треть — с кем пожелает. Адонис решил проводить две трети года с Афродитой.

Смерть Адониса.

Адонис был смертельно ранен вепрем на охоте. Афродита горько оплакивала его. Говорят, в Библе, там, где берет начало река Адониса, воды раз в год становятся красными в память о крови, пролитой богом.

Смерть Адониса. Адонис, финикийский бог. Божества природы. Мифы Греции и Рима. В царстве мифов.

Венера и Адонис. Питер Пауль Рубенс (1577–1640), ок 1610 г. Холст, масло. Афродита (Венера) умоляет Адониса не ходить на охоту, во время которой он будет смертельно ранен.

Сады Адониса.

Садами Адониса называют наполненные землей сосуды или корзины, в которых высаживаются быстрорастущие растения, такие, как фенхель, пшеница, латук. Они прорастают уже через несколько дней. Чтобы ускорить рост, их поливают и выставляют на солнце. Они быстро растут и быстро увядают, символизируя недолгую жизнь Адониса.

Фантазия поэта.

Согласно «Погребальной песне Адонису» Биона из Смирны (I, 72), Афродита пролила много слез из-за смерти Адониса, и каждая ее слеза становилась розой подобно тому, как каждая капля крови жертвы становилась цветком анемона. Поэт говорит о том, что богиня пролила столько же слез, сколько Адонис — крови.

Адонии. Эти празднества древние греки проводили в середине лета, отводя на них два дня. В ходе первого, погребального, этапа они оплакивали смерть Адониса, принося ему жертвы. Второй, триумфальный, этап был ознаменован радостной процессией в честь его возвращения. А в Александрии все происходило наоборот: праздник начинался с песен, танцев, пиров и представлений, в которых изображался союз двух влюбленных — Адониса и Афродиты, и заканчивался траурным шествием.

Во время Адоний проводились все положенные ритуалы: бальзамирование, омовение и прощание с покойным, давались поминальные обеды. Роль тела играли изображения Адониса из воска и керамики. Женщины воздавали им почести, оплакивали и пели скорбные песни.

Кастор и Полидевк, Диоскуры.

Юные сыновья Зевса.

Юные сыновья Зевса. Кастор и Полидевк, Диоскуры. Божества природы. Мифы Греции и Рима. В царстве мифов.

Кастор и Полидевк. Томассен Симон (1655–1733), 1724 г. Сынов Зевса называли Диоскурами. Этих близнецов не разделила даже смерть.

К Леде, жене спартанского царя Тиндарея, явился Зевс в облике лебедя. В одну и ту же ночь она была с лебедем и со своим мужем. От этих союзов родились две пары близнецов: Полидевк и Елена — дети верховного олимпийца, и Кастор и Клитемнестра — дети Тиндарея. Вот почему Полидевк был бессмертным, а Кастор смертным.

Кастор славился как укротитель коней, искусный воин и быстрый бегун. Он отличался бесстрашием и отважно сражался до тех пор, пока победа не доставалась ему. Часто он появлялся в сопровождении охотничьих собак.

Полидевк снискал славу превосходного кулачного бойца. Он обладал великой силой и боролся разумно, применяя технические приемы.

Братья неразлучны, они сражаются бок о бок и защищают всех своих близких.

Тесей похитил их сестру Елену и запер ее в крепости Афидна. Пользуясь отсутствием афинянина и Пирифоя, отправившихся в Аид за Персефоной, Диоскуры прибывают в Аттику. Они освобождают Елену, свергают с трона сына Тесея, оставляют царствовать Менесфея и забирают с собой Эфру, мать своего обидчика.

Всегда готовые прийти на помощь, братья помогают аргонавтам в поисках золотого руна и спасают во время бури их корабль «Арго». Они участвуют в освобождении Прометея, охоте за калидонским вепрем и разграблении Иолка.

В битве у Регильского озера между римлянами и латинянами, восставшими под предводительством изгнанного последнего царя Рима Тарквиния Гордого, Диоскуры принимают сторону римлян. Вечером они входят в город и дают лошадям напиться из фонтана Ютурны. В их честь построили храм на Форуме в Риме.

Неразделимые.

Диоскуры влюбляются в двух сестер, Фебу и Гилаиру, и похищают их. Женихи девушек, Идас и Линкей, устремляются в погоню. В битве погибают Кастор и Линкей. Зевс поражает молнией Идаса и забирает Полидевка к себе. Но тот умоляет отца позволить ему умереть. В ответ Зевс предлагает ему выбор: обитать с ним на Олимпе либо один день пребывать с братом на Олимпе, а другой — в Аиде. Выбрав второе, Полидевк отдал брату часть своего бессмертия, и они попеременно появляются в созвездии Близнецов в виде утренней и вечерней звезды.

Диоскуры особенно почитались в Спарте как защитники государства и покровители гимнастики. Им поклонялись как покровителям мореплавания. Гравюра, изображающая мраморную группу из версальского сада, копию древнеримского оригинала.

Божества природы.

Кибела, фригийская богиня.

Великая Матерь богов.

Повелительница диких зверей, она почиталась как богиня плодородия и материнства в Малой Азии, а после — в Греции и Риме. Она помогла римлянам одержать победу над Карфагеном.

Из камня, оплодотворенного Зевсом, родился гермафродит Агдитис. Боги оскопили его и сделали богиней Кибелой. Кибела живет в лесах и горах, рядом с дикими животными, ее окружают корибанты и куреты.

Аттис.

Любовь Кибелы к юному пастуху Аттису свела его с ума, и он кастрировал себя. Кибела забрала Аттиса в свою колесницу, запряженную львами. Другие мифы говорят, что Аттис — сын Наны, которая забеременела после того, как съела плод миндального дерева. Во время свадьбы Аттиса с царской дочерью Агдитис (Кибела) появилась на пиру и наслала безумие на всех гостей. В отчаянии Аттис бежал, оскопил себя под сосной и умер. Внявший мольбам Кибелы Зевс сделал так, чтобы тело Аттиса не разлагалось, его волосы не прекращали расти, и он мог шевелить мизинцем.

Аттис. Кибела, фригийская богиня. Божества природы. Мифы Греции и Рима. В царстве мифов.

Алтарь Кибелы. 295 г. н. э. Римский барельеф. Богиня управляет колесницей, запряженной львами. Пастух Аттис прислонился к священной сосне.

Царь Мидас. Мидас — сын Кибелы и фригийского царя Гордия, того, что завязал знаменитый гордиев узел. Это был мудрый и набожный царь. Тем, что он с радушием принял пьяного, закованного в цепи старика Силена, Мидас снискал особое расположение Диониса. Бог предложил исполнить любое его желание’ Царь попросил, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось в золото. Так и случилось, но это не принесло Мидасу счастья: даже еда, до которой он дотрагивался, становилась золотом. Дионис пожалел несчастного и послал его к реке Пактол, чтобы Мидас избавился от проклятия. С тех пор в той реке находят золотой песок.

Культ.

Центральным местом отправления культа Кибелы являлся Пессинунт, во Фригии, там она прорицала.

Культ Кибелы распространился в Греции, затем в Римской державе, где богиня получила официальное признание в 204 г. до н. э. Ее жрецы, галлы, — евнухи, переодетые в женщин и одетые как проститутки. Танцуя под звуки цимбал и бубнов, они впадают в транс и безумствуют. Сначала римские власти относились к этим церемониям с опаской, гражданам Рима запрещалось становиться служителями культа Кибелы, а поклонение богине пытались ограничить стенами храма. Но со временем положение изменилось, были назначены римские архигаллы, к мнению которых прислушивался сам император. Кибеле посвящали оргиастические праздники, которые походили на Дионисии.

Культ. Кибела, фригийская богиня. Божества природы. Мифы Греции и Рима. В царстве мифов.

Голова Кибелы с короной из известняка. Римская эпоха Мрамор. Испания.

О, как ты счастлив, смертный, Если, в мире с богами, Таинства их познаешь ты, Если, на высях ликуя, Вакха восторгов чистых Душу исполнишь робкую. Счастлив, если приобщен ты Оргий матери Кибелы; Если, тирсом потрясая, Плюща зеленью увенчан, В мире служишь Дионису.

Еврипид. «Вакханки», пер. И. Анненского.

С приближением весны римляне вспоминали миф об Аттисе. Они устраивали шествие к сосне, возле которой молодой пастух оскопил себя, восемь суток воздерживались от половых контактов, после чего наступал черед праздника крови, во время которого адепты культа занимались самобичеванием, а некоторые галлы, пребывая в экстазе, наносили друг другу кровавые раны и даже кастрировали себя. После этого начиналось погребальное ночное пиршество с плачами. А потом его сменяло веселье, когда праздновалось воскрешение Аттиса в облике женщины. Наконец, серебряную статую Кибелы и ее священный камень провозили по городу на колеснице, запряженной коровами, к реке, впадающей в Тибр, где совершали омовение богини.

Пан, бог животного инстинкта.

Уродливый сын Гермеса.

Бог лесов и рощ, пастухов и их стад, природы и диких животных. Он веселый, влюбчивый и страстный, входит в свиту Диониса. Но когда остается один, наводит на людей панический страх.

Уродливый сын Гермеса. Пан, бог животного инстинкта. Божества природы. Мифы Греции и Рима. В царстве мифов.

Пан и Сиринга. Никола Пуссен (1594–1665), 1638 г. Холст, масло.

Чтобы спастись от преследователя, Сиринга превратилась в тростник, из которого Пан смастерил себе свирель.

Пан — наполовину человек, наполовину козел, у него вытянутое морщинистое лицо и похотливо блестящие глаза, на голове — рога, на козлиных ногах — раздвоенные копыта. Мохнатый и бородатый, он похож на зверя.

Пан — сын Гермеса и нимфы Дриопеи. Взглянув на сына, мать пришла в ужас, но его отец запеленал малыша в шкуру зайца, отнес на Олимп и показал Зевсу. Увидев такого несуразного младенца, боги покатились со смеху.

Бог пастухов.

Пан бродит по горам и лесам, живет среди природы. У него есть излюбленные места — отвесные скалы, по которым он карабкается без труда, источники, в которых он утоляет жажду, и тенистые рощи, где он отдыхает. Часто Пан встречает пастухов и их стада. Он следует за ними, ведет их и охраняет, как охраняет всех диких зверей в своих владениях.

Пан держит пастуший посох и играет на сиринге (свирели). Он любит пение и танцы, часто становится судьей в пастушеских состязаниях в игре на свирели. Пан похотлив и развратен и всегда готов к любви. Иногда он ради удовольствия присоединяется к свите Диониса. Он без устали гоняется за нимфами, которые в испуге убегают от него. Пещеры часто наполняются криками, которые слышны оттуда во время тайных соитий с богом. Не меньше девушек Пана интересуют юноши, часто он удовлетворяет себя сам.

Пан вспыльчив и не выносит, когда его беспокоят во время дневного отдыха, поэтому в середине дня не следует шуметь вблизи пещер. Последствия одной из вспышек гнева Пана особенно известны: он был влюблен в нимфу Эхо, но получил отказ и начал крушить все, что попадалось на его пути, наслал безумие на пастухов, которые поймали девушку, разорвали ее на куски и разбросали вокруг него части ее тела.

Хотя Пан — бог природы, он также помогает в битвах, одолевая врагов своим страшным голосом. Именно он помог Зевсу в борьбе с титанами, афинянам в битве при Марафоне и в Саламинской битве, за что те почитали его в пещерах на Акрополе и при Марафоне, ежегодно устраивая в его честь шествия с факелами.

Паника. Древние греки верили, что Пан насылает панику — неконтролируемый страх. Виной тому были его вспышки гнева, крики, равно как и песни, и шум, который всегда его сопровождает. Пан — бог необъяснимого. Он становится еще более опасным, когда овладевает каким-либо живым существом. Его жертва, «панолепт», перенимает поведение Пана, она бродит по свету, смеется без причины, пытается добиться расположения всех без исключения представителей противоположного пола и ко всему прочему страдает от приступов эпилепсии.

Приап, бог плодородия и сексуальности.

Бессильный фаллократ.

Чрезвычайно уродливый и оскорбительно непристойный, Приап считался у греков богом плодородия и чувственных наслаждений, у римлян превратился в бога полей и садов.

Один из низших богов греческого пантеона Приап изображался в виде маленького бородатого человечка, демонстрирующего свой эрегированный фаллос невероятного размера.

Уродец и сиротка.

Приап считался сыном Диониса и Афродиты (или наяды Хионы). Также его отцом называли Гермеса, Пана, Адониса и сатира. Согласно другим мифам, он был сыном Афродиты и Зевса. Ревнивая Гера, супруга владыки Олимпа, побоялась, что плод этого адюльтера будет таким же прекрасным, как Афродита, и таким же могущественным, как ее муж, и сделала так, чтобы ребенок родился нескладным и уродливым. Богиня любви, боясь насмешек, оставила малыша в горах. Приапа нашли и воспитали пастухи, оттого он покровительствует им, их стадам овец и коз.

Бравада и половая немощь.

Об огромном половом члене Приапа, постоянно находящемся в возбужденном состоянии, ходили легенды. Этот бог охранял фруктовые сады и виноградники, пугая своим фаллосом воров и угрожая им сексуальным насилием. Дальше угроз дело не заходило, ведь как мужчина Приап бессилен. Это заставляло его страдать, и он принимался упрашивать случайных посягателей разрушить ограду, чтобы ему было легче их наказать.

Приап — нелепый и неудачливый бог. Он ухаживал за нимфой Лотидой, но с треском провалился. Однажды, застав ее спящей, он уже приготовился овладеть ею, но ему помешал осел, разбудивший красавицу своим криком.

Осел в силу похотливости считается священным животным Приапа. Вместе они входят в свиту Диониса. У обоих члены всегда эрегированы. Существует даже предание о состязании, в котором бог и осел выясняли, у кого член длиннее. Выиграл осел. Тогда Приап убил его, не желая мириться с поражением.

Именем бога названа неизлечимая поныне болезнь приапизм. Половой орган страдающих от этого недуга всегда находится в эрегированном состоянии. Эрекция не пропадает даже после семяизвержения, сопровождается болью и может привести к воспалению и гангрене.

Бравада и половая немощь. Приап, бог плодородия и сексуальности. Божества природы. Мифы Греции и Рима. В царстве мифов.

Приап, бог плодородия. I в. до н. э. Бронзовая масляная лампа.

Приап изображался чаще всего в виде старика, одной рукой державшего корзину с овощами, фруктами и зеленью, а другой — свой огромный фаллос.

Поклонение низшему богу. В античную эпоху статуи Приапа обыкновенно раскрашивали киноварью или суриком. На его алтари клали головы ослов. Художники и поэты не принимали Приапа всерьез, его изображали с петушиным гребнем на голове и с колокольчиком в левой руке. В Риме отмечался праздник Приапа — Приапеи. В них принимало участие множество женщин. Они одевались как вакханки и игривые танцовщицы-флейтистки и бегали по городским улицам. Это были, без сомнения, первые римские вакханалии. Появление культа Диониса сделало церемонии более символичными и серьезными.

Нимфы, греческие божества природы.

Юные прекрасные девы.

Молодые девушки, живущие в рощах, горах, долинах, гротах, лугах и полях, возле источников и рек, нимфы олицетворяют красоту и очарование природы.

Юные прекрасные девы. Нимфы, греческие божества природы. Божества природы. Мифы Греции и Рима. В царстве мифов.

Нимфа, держащая раковину с моллюском. Римский период, реставрация XVII в. Для коллекции Боргезе Мрамор, высота 60 см.

Нимфы — благодетельницы мест, где они обитают, обладательницы древней мудрости, целительницы, прорицательницы. Они прядут, поют песни и прислуживают великим богам, в числе которых Артемида. Они не бессмертны, но живут многие века.

Самые древние нимфы — мелиады, родившиеся из капель крови оскопленного Урана. Мелиады — нимфы ясеня, и, благодаря их кровавому происхождению, именно из ясеня делают копья. Наяды живут в источниках, озерах и ручьях. Дочери Зевса, они обладают даром целительства, но также могут и насылать болезни. Нереиды (дочери морского старца Нерея) — нимфы спокойных морских вод, Орестиады и Агростины — нимфы гор, Алсеиды — рощ, Океаниды — морей, Лимнады — озер и болот. В юных прекрасных нимф влюблялись Пан, Приап, сатиры. Даже Зевс, Аполлон, Гермес и Дионис не смогли устоять перед их чарами. Иногда нимфы влюблялись в смертных: от такого союза рождались герои (например, Ахилл). Сила нимф может таить опасность. Их красота иногда приводит к безумию.

К нимфам греки относились как к второстепенным божествам. В их честь не устраивали пышных торжеств, им поклонялись без посредничества жрецов. Святилища их устраивали в пещерах, гротах, рощах, вблизи источников, с которыми те были связаны.

Фавн, древнее италийское божество.

Милостивый бог.

Сельское божество одновременно почитают за его милости и побаиваются из-за его непредсказуемости. Основатель культа местных богов, он занимает важное место в их ряду.

Милостивый бог. Фавн, древнее италийское божество. Божества природы. Мифы Греции и Рима. В царстве мифов.

Танцующий фавн. I в. до н. э. Фреска из Виллы мистерий близ Помпей.

Римский Фавн — сын Цирцеи и Юпитера. Другая легенда утверждает, что он сын Пика и внук Сатурна. Любящий сын, он хотел поместить в один ряд с богами своего отца Пика и мать Каненту, которую после смерти супруга съедала скорбь до тех пор, пока от нее ничего не осталось.

Нелюдимый и диковатый Фавн — бог сельских угодий, плодородия и бурного роста природы. Он помог Риму стать богатым и процветающим. Фавн восседает на горе Палатин и пророчествует по ночам: ему снятся тревожные вещие сны, когда он спит на козлиной шкуре. Фавн — защитник италийских народов, он предсказал и подготовил приход Энея и троянцев, потомки которых основали Рим.

Луперкалии.

Луперкалии — большие ежегодные торжества, посвященные Фавну. В это время полуголые юноши бегали по городу и стегали кожаными ремнями всех женщин, которых встречали на пути. Эти удары считались благословением для тех, кто их получал. Овидий дает объяснение наготе луперков: Фавн застал Геракла и Омфалу спящими. Он хотел ударить молодую жену, но любовники в шутку обменялись одеждой. В темноте Фавн перепутал, кто есть кто, и получил отлуп от сына Зевса. Чтобы избежать подобного впредь, бог приказал своим служителям оставаться обнаженными во время празднеств в его честь (Овидий. «Фасты», II. 267–474, пер. Ф. А. Петровского).

Фавна часто ассоциируют с греческим богом Паном, наделяя его образ чертами похотливости. Его также связывают с сатирами, козлоногими мужчинами.

Со временем образ Фавна претерпел изменения: фавнами стали называть сельских духов, полулюдей-полукозлов, которые подобно греческим сатирам резвятся на природе в компании нимф. «Фавн, влюбленный в вечно ускользающую нимфу, пройди через мои владения, через мои поля, освещенные солнцем, и принеси с собой благо, огради от бед телят в моих стадах. И если год будет плодородным, спутник Венеры, пусть на твои плечи упадет нежная шкура ягненка, вино в кратере не закончится и многие масла воскурятся в твоем алтаре» (Гораций. «Оды», III. 18).

Фавна. Сестра и супруга Фавна. Эту защитницу женщин называют Bona Dea, «благая богиня». Она помогает в домашних делах и настолько скромна, что никогда не выходит из своей комнаты и не видит мужчин, кроме мужа, хотя, по другим версиям, она подарила Гераклу сына, царя Латина. Храм Фавне стоял в Риме на холме Авентин.