В царстве мифов.

Первый мужчина и первая женщина.

Первый мужчина и первая женщина. Идзанаги и Идзанами, боги жизни. Мифы Китая и Монголии. В царстве мифов.

Идзанаги и Идзанами создают острова Японии. Кобаяси Эйтаку, 1885 г. Свиток из шелка, черная тушь и краски.

Брат и сестра, муж и жена, они спустились с небес по радуге, «плавающему небесному мосту», чтобы создать мир. Они — прародители богов и людей.

Боги даровали им копье из драгоценного камня. Они опустили его в морские воды и помешали. Приподняв оружие, они сотворили из капель соленой воды, упавших с его острия, остров Оногоро, что значит «самозагустевший». Это первая твердая земля, первый из японских островов. Идзанаги и Идзанами спустились на него, установили в центре высокий столп и построили дворец.

Свадьба и дети.

Идзанаги спрашивает сестру, как устроено ее тело. Она отвечает: «В нем есть некое отверстие». Он говорит, что в его теле в том же месте есть нарост, и они могут соединить эти две части их тел. Тогда Идзанаги обходит столп справа, а Идзанами — слева. Однако девушка первой произносит брачные слова, и первые их дети рождаются неудачными. Супруги узнают от богов, что в этом виновата Идзанами, поскольку она первой произнесла брачные слова. Тогда они проводят ритуал заново, и уже Идзанаги говорит первым: «Восхитительно! Я встретил прелестную девушку!» На этот раз все удалось, и пара произвела на свет восемь больших и шесть малых островов, моря, реки, травы и деревья. Последний из их детей — Кагуцути, бог огня. Появляясь на свет, он сильно обжигает чрево матери, она умирает и спускается в страну Ёми (царство мертвых).

Подземный мир.

Обезумевший от горя Идзанаги идет в царство мертвых на поиски жены. Он видит ее, окруженную тенями, и просит вернуться на землю, хотя Идзанами уже вкусила потусторонней пищи.

Перед долгим путешествием Идзанами хочет отдохнуть и умоляет мужа не смотреть на нее, но преисполненный желанием он изготавливает факел и видит некогда прекрасную супругу распухшей, истекающей гноем и поедаемой червями. Униженная Идзанами посылает в погоню за мужем уродливых дочерей царства мертвых. Беглецу удается остановить их, сняв повязку с головы и бросив ее на землю. Повязка превращается в лозу — забыв обо всем, женщины принимаются поедать виноград. Идзанами сама решает нагнать мужа, однако Идзанаги уже достиг выхода из страны Ёми. Он загораживает его огромной скалой, но вдруг оказывается лицом к лицу с Идзанами. В этот самый момент он объявляет ей о расторжении их союза, на что Идзанами заявляет: «Мой дорогой муж, если ты так поступишь, я передушу всех людей за один день». Идзанаги отвечает, что постарается, чтобы в таком случае в день рождалась тысяча пятьсот человек.

Ритуальное очищение Идзанаги.

Оскверненный посещением страны Ёми, Идзанаги отправляется на остров Цукуси, чтобы очиститься в реке. Он бросает свой жезл, и из него появляется бог дорожных развилок. Он снимает одежду, и из каждого предмета рождается на свет божество. Когда он совершает омовение в водах реки и моря, рождается множество богов. Наконец, из капель воды, которой он омывает левый глаз, появляется богиня солнца Аматэрасу, после омовения правого глаза рождается бог луны Цукуёми, а носа — Сусаноо, бог бури и водной стихии. Идзанаги распределяет свои владения между тремя младшими детьми: Аматэрасу он дает ожерелье из жемчуга и власть над небесными сферами, Цукуёми — царство ночи, а Сусаноо — господство над морем.

Ритуальное очищение Идзанаги. Идзанаги и Идзанами, боги жизни. Мифы Китая и Монголии. В царстве мифов.

Мэото Ива (скалы-супруги). Ямасита М. С., 1988 г. Полуостров Сима. Согласно легенде, эти скалы — жилище Идзанаги и Идзанами.

Мэото Ива (скалы-супруги). Ямасита М. С., 1988 г. Полуостров Сима. Согласно легенде, эти скалы — жилище Идзанаги и Идзанами. Идзанаги и Идзанами, боги жизни. Мифы Китая и Монголии. В царстве мифов.

Небесный мост. Хиросигэ Утагава, 1850 г. Идзанаги и Идзанами спускаются по «плавающему небесному мосту», чтобы сотворить мир.